Такого ребенка трудно угомонить. Он носится по квартире, по улице, по школьному коридору. Усади его за парту — все равно будет ерзать и дергаться. Занять делом? Максимум на три минуты! Лепка, рисование, игра на музыкальном инструменте — детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) все это дается с трудом. Между прочим, сегодня на такой диагноз могут претендовать шесть малышей из каждой сотни. То есть теоретически в школьном классе из 20 человек хотя бы один может оказаться таким вот «энерджайзером». Как быть учителям? Что делать родителям? «Главное — вовремя обратиться к специалистам», — успокаивают врачи. Правильные советы помогут всю эту бурю эмоций и неуемную энергию направить в нужное русло.
Старшему сыну минчанки Екатерины Шкробовой сейчас 11 лет. Максим неплохо учится в школе, ладит со сверстниками и помогает маме и папе воспитывать младших сестер. Екатерина довольно рано заметила излишнюю энергичность и неусидчивость сына, тогда подумала: «Перерастет!» Но без помощи специалистов не обошлись.
Екатерина Шкробова с сыном Максимом.
Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ.
— В карточке так и написали: «Синдром дефицита внимания и гиперактивность», — вспоминает мама. — Первой учительнице в школе я честно пришла и сказала: будьте готовы. Попросила уделять больше внимания, окликать лишний раз. Сначала боялась возможных проблем с учебой — и они иногда были. Я до сих пор каждый раз проверяю, сделал ли он уроки. Но со временем стало действительно легче. Максим уже более внимательный, а если его похвалишь — так горы свернет! Конечно, до сих пор часто витает в облаках: домашние задания то запишет, то нет, дневник то возьмет, то забудет. Но уже появляется ответственность, мотивация учиться. У нас проблемы только с языками, как у многих мальчиков. А так 7, 8, 9 — довольно неплохие оценки.
Екатерина говорит, что многие родители детей с СДВГ, узнав о диагнозе, сами же навешивают ярлыки «недостаточно умный» или «недостаточно способный». Хотя при должном подходе из таких мальчиков и девочек вряд ли вырастут посредственности. Они могут быть талантливыми художниками, архитекторами и дизайнерами, ведь запросто генерируют идеи и мыслят значительно быстрее других. Да и в спорте таким людям пророчат успех. Майкл Фелпс — американский пловец, единственный в истории 18–кратный олимпийский чемпион — тому пример. А ведь в детстве он ни минуты не мог усидеть на одном месте. Благо с мальчишкой работал прекрасный врач, который указал ему верную дорожку. В бассейне!
Майкл Фелпс.
В общем–то и мама Максима старается чаще привлекать ребенка к спорту: пусть повисит на турнике, погоняет с дворовыми ребятами мяч. «И правильно, ведь активная работа ног стимулирует мозг», — говорит заместитель директора по медицинской части РНПЦ психического здоровья Татьяна Емельянцева. Уже много лет СДВГ является сферой ее научных интересов. По словам Татьяны Александровны, это диагноз длиною в жизнь. Вылечить невозможно, а вот компенсировать — вполне. Если периодически таким детям оказывать реабилитационную помощь, качество их жизни значительно улучшится. Но как родителям усмотреть в своем ребенке некоторую ненормальность? Ведь многим кажется, что малыш попросту плохо воспитан. Мало кто связывает его протестное, дезорганизованное поведение с особенностями психики.
— Классическая жалоба родителей на приеме у специалиста: «У моего ребенка проблемы с поведением, и учится он хуже своих возможностей», — приводит пример Татьяна Александровна. — Действительно, у школьника с СДВГ в дневнике то 9, то 2. Такие «качели успеваемости» связаны с настроением ребенка, его работоспособностью в определенный момент, трудностями при выполнении каких–то заданий. Очень важно, чтобы педагог понимал и вовремя приходил на помощь такому ребенку. Достаточно часто родители, педагоги и даже врачи вовсе не связывают проблемы ребенка с СДВГ. Пример из практики: девочка приходит из школы и тут же снимает с себя одежду, раздеваясь до белья. То есть все время в школе она терпит дисциплину, форму, косички и бантики, но как только оказывается дома — все расплетает и расстегивает. Жалуется, что одежда жмет и трет. Родители списывали такое ее поведение на наследственность. У девочки темпераментная бабушка. Но дети с СДВГ имеют определенную слабость нервной системы и часто необычную чувствительность к свету, звукам, тактильным прикосновениям. Пройдя психообразовательный тренинг для детей с СДВГ, мама и папа стали лучше понимать поведение дочери. Сейчас остро стоит вопрос обучения диагностике СДВГ участковых педиатров, неврологов, работающих в поликлиниках. С помощью специальных скрининговых шкал можно определить тяжесть тех или иных нарушений и перейти к конкретным рекомендациям.
Диагностика важна, поскольку сегодня многие родители путают излишнюю подвижность своего ребенка с гиперактивностью. Резвится больше других, хуже засыпает — гиперактивен! Плохо идет на контакт со сверстниками — снова СДВГ! «Настоящее СДВГ — это, я вам скажу, то еще приключение, — рассказывает одна из мам гиперактивного ребенка. — Просто невоспитанные и неусидчивые дети ангелами покажутся! Если в семье растет ребенок с СДВГ — дома каждый день то потоп, то пожар, то с балкона что–то упало, то разлилось, то разбилось, то закоротило, то взорвалось. Нытье, хохот, истерика со слезами... В школе на уроке такой ребенок может вскочить, крикнуть и выбросить в окно сменную обувь без особых причин или пнуть соседа». Узнаете своего ребенка? Немедленно к врачу! Главное — не винить себя. Ведь многие мамы и папы, сталкиваясь с СДВГ, тут же начинают переживать: мало уделяли внимания, не держали в ежовых рукавицах... Порой и вовсе начинают стыдиться собственного чада. С такими родителями в Минском клиническом детском психиатрическом диспансере проводится групповая психообразовательная работа. Специалисты учили адекватно воспринимать своего отпрыска, принимать его таким, какой он есть. Любить и терпеть. Окруженный вниманием взрослых ребенок с СДВГ уже к 12 годам сможет контролировать себя, станет более спокойным и усидчивым. А значит, проблем во взрослой жизни будет меньше.
КСТАТИ
Врач–психоневролог Генрих Хоффман еще около 150 лет назад изучал поведение мальчишки, которому дал благозвучное имя непоседа Фил. Паренек и правда был фантастически подвижным. Про таких современные взрослые говорят: «Шило в одном месте». Поведение похожих на Фила детей то и дело становилось предметом изучения психоневрологов из разных стран. А набор схожих симптомов как только ни называли — и психической неугомонностью, и минимальной дисфункцией мозга, и гиперкинетическим расстройством. Сейчас такие психические особенности называются СДВГ — синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Знаменитости с СДВГ
Актер–комик Джим Керри, выдающийся повар Джейми Оливер, обладатель премий «Грэмми» Джастин Тимберлейк — все они признаются в интервью, что в детстве имели некоторые проблемы с вниманием, были непоседами. Актер Уилл Смит, к примеру, до сих пор предпочитает аудиокниги обычным. Так ему проще усваивать информацию. А Джим Керри говорит, что еще в школе был для всех клоуном, и вот во что это вылилось!
КОМПЕТЕНТНО
Татьяна Емельянцева, заместитель директора по медицинской части РНПЦ психического здоровья:
— СДВГ чаще всего проявляется через дезорганизованное, травмоопасное, протестное поведение, из–за которого страдает социальная адаптация и ухудшается качество жизни ребенка. Первая проблема таких детей — к ним плохо относятся. Вторая — трудности с обучением. Элементарная рекомендация для родителей — отправить такого ребенка в школу с 7 лет, потому что раньше нервная система будет еще более незрелой. Родителям важно научиться структурировать своих детей и договариваться с ними. Как бы это странно ни звучало, но работает даже подкуп: сделаешь — получишь конфету, самокат, новую книгу. Ребенка с СДВГ хвалить надо чаще, стараться сохранить его хорошее настроение. Учите его говорить о своих чувствах, особенно когда он в состоянии эмоционального стресса. Любая мелочь может стать концом света! И конечно, надо договариваться со школой: хорошо если у такого ребенка будет понимающий учитель. В идеале — спокойный, строгий, но справедливый. Который позволит ребенку, например, походить по кабинету, если видит, что тот