Наташа, я с тобой не согласна по одной причине, у Юли на все то, о чем ты пишешь есть причины. И то, что с комплексом она познакомилась вдруг и сразу, когда уже свободно двигалась, и при этом была еще куча проблем - очень принципиальный момент
если же мы говорим о том, что ребенок знакомится с комплексом, лесницей и т.п. постепенно, и осваивает по мере своего роста, расширения возможностей, то там вообще наше участие может быть минимально. если не мешать, ребенок сам как раз и осваивает все как надо
про это очень хорошо писал Борис Павлович Никитин
целиком можно тут посмотреть
http://danilova.ru/publication/sport15.htm
самое основное вот:
Вот картина, которую нам приходится наблюдать, когда у нас бывают гости с малышами.
Папа-гость подводит своего четырехлетнего сынишку к кольцам (а кольца висят высоко!) и без всяких опасений, подхватив его под мышки, поднимает к кольцам.
- Держись крепче! - советует он сыну, а тот еще не очень знает, как это - крепче. И отец, тоже не чувствуя, насколько крепко ухватился ребенок, еще и раскачивать его начнет.
Мы останавливаем увлекшегося папу:
- Так нельзя - малыш может сорваться! Ведь при раскачивании нагрузка на руки резко возрастает.
Сами мы делаем иначе, никогда не станем поднимать ребенка на такую высоту, до которой ему самому не добраться, а опустим ему кольца, чтобы он достал сам. И никто у нас не станет его раскачивать, пока он этому не научится сам. И никто не упрекнет, если что-то еще не получается или выходит плохо. Но зато очень внимательно будут смотреть за малышом, когда он в первый раз подходит к снаряду.
Вот, допустим, влезает двухлетняя Оля впервые на вертикальную лесенку. Вверх взбираться ей легко. Видно, за какую перекладину надо ухватиться, а ножонки переступают следом за руками. Слезть же вниз малышке невероятно трудно. Опустит ногу вниз, а там ступеньку не находит. Посмотреть вниз еще не умеет... вот и критический момент. Как тут быть? Подойти и сразу снять дочку очень глупо. Она ничему не научится, никакого опыта не приобретет. Полезет завтра снова, и все повторится сначала (если не будет рядом взрослых, может и сорваться с лесенки, и сильно ушибиться).
Я стою рядом, но не снимаю дочку, а только подхожу поближе, чтобы поймать ее, если оборвется. И тут начинается "урок". Малышка пищит, ей страшно, ножонка никак не находит перекладины. Проходит полминутки, а то и минутка, пока ножка наконец нащупывает перекладину - не без моей помощи, если надо. Сколько неприятных переживаний и у меня и у дочки, зато завтра... О! Самое интересное будет завтра. Маленькая Оля обязательно полезет снова на эту злосчастную лесенку. Но, помня вчерашние неприятности, она влезет только на одну ступеньку вверх, победно посмотрит на меня и... тут же слезает на пол.
- Молодец, Оля! - радуюсь я. Так повторится много раз, и лишь потом она понемножку осмелеет и влезет на две, потом на три ступеньки. Вот так и учатся у нас ребята с первого же года жизни определять свои возможности и быть осторожными.
если мы говорим о том, что ребенок видит лесенку впервые в приличном возрасте (а до этого на площадки - горки вы не ходили? не лазал ребенок? или вопрос в том, что раньше его туда не пускали???), то тактика тут тоже достаточно простая.
мы просто не даем возможности сделать больше, чем ребенок уже готов сделать безопасно:
закройте тканью верхние ступеньки (можно просто платок натянуть, покрывало и т.п.) Но так, чтобы снять сам ребенок не мог. Теперь ему останется несколько ступенек 2-3 - вот на них он и лазит сам, даже когда вас и близко нет.
когда рядом - стойте рядом. руки близко, но ребенка не трогайте. ваша задача - не давать обмякнуть, откинуться назад. видите, что ребенок откидывается - прислоняйте его животом к лесенке и тут же убирайте руки. ни в коем случае нельзя снимать! как только вы начнете сами снимать, ребенок начнет просто разжимать руки и рано или поздно упадет
именно поэтому все игры должны быть по началу только такими, когда ребенок САМ достает до пола (на кольцах, трапеции и т.п.), не хзалезать на верхние площадки и т.п.
да, упасть может и опытный ребенок. но это - как раз понятно. случайности бывают у всех. но если ребенок постепенно освивает свое тело, если вы постоянно играете активно, есть опыт безопасных падений на маты с небольшой высоты... то он просто сгрупируется, зацепится и т.п.
я это не теоретически говорю: мои дети падали и не раз. Слава, когда ему не было 3 лет, сорвался со старой металлической горки без бортиков, но успел уцепиться за край, и я подхватила.
Алиса упала с верха горки, когда ей было 2 (столкнул другой ребенок) - но она сгрупировалась, и приземлилась на попу. обошлось только слезами. в 2.5 во время игры с братом она слетела со второго этажа кровати спиной вниз, но как-то выкрутилась, зацепилась. в общем упала не на спину, а на ноги. Ноги ударила, но и только. т-т-т, обошлись без переломов и т.п. Сын вылетел с горки в 6. заигрались с друзьями, в одной руке был пистолет, второй умудрился уцепиться за край. Удержаться не смог, но не вылетел на скорости, а просто спрыгнул с высоты. Отделался испугом...
нормально это? я считаю, что да. дети по своей природе играют активно, при этом не могут оценить риск. но, чем больше у ребенка опыта игр, в которых тело активно работает, тем более безопасна будет даже острая ситуация.
мат, как я понимаю, только в середине, а если свалиться за краями ск, то на пол получится?
мат можно положить с той стороны, где сейчас играет ребенок
он же не намертво
и да, хорошо бы иметь не один, а несколько матов. у нас, например, 2 к РС, 1 к большому комплексу, подушка от дивана (метр на пол), и несколько подушек 70 на 40, плюс 2 маленьких коврика. все пространство во время игры на комплексе, в идеале, закладывается матами- подушками и т.п.
у нас комната маленькая - как раз удачно, в смысле заложить