После невероятного успеха «Игры престолов» от HBO, каждый стриминговый сервис стал мечтать о похожем проекте. Обязательными ингредиентами являются: мощный литературный первоисточник, исторический «сеттинг», желательно с дворцовыми политическими интригами и, конечно же, яркие персонажи.
В итоге, Amazon Prime купили права на экранизацию произведений Толкина, результатом чего стал сериал «Властелин Колец. Кольца власти». HBO продолжили развивать вселенную Джорджа Мартина, сняв «Дом Дракона» и анонсировав ещё несколько проектов, включая спин-офф о приключениях Джона Сноу. А вот Netflix сделали ставку на экранизацию популярнейшей серии романов и не менее популярной видеоигры по вселенной Ведьмака.
О начале работы над «Ведьмаком» было объявлено в мае 2017-го, а в конце октября 2018-го года начались съемки. Премьера состоялась 20 декабря 2019-го года. Сериал сразу установил несколько рекордов, став, например, самым просматриваемым сериалом Netflix на тот момент, однако получил смешанные отзывы критиков и зрителей. В первую очередь, создателей ругали за отход от канона и вольную интерпретацию событий первых двух сборников цикла про Ведьмака: «Последнее желание» и «Меч предназначения», которые и были положены в основу первого сезона. Кроме того, бросалось в глаза, что большую часть более чем девяностомиллионного бюджета потратили на первый эпизод (действительно, очень масштабный и колоритный), а на остальные 7 серий деньги распределялись по остаточному принципу. Чтобы убедиться в этом достаточно сравнить дракона из «Игры престолов» с тем недоразумением, которое показали в шестом эпизоде. Конечно, прямые сравнения неуместны из-за контекста – во вселенной «льда и пламени» драконы предстают ультрамонстрами, способными в одиночку испепелять целые армии, тогда как в мире Ведьмака, дракон – это просто редкое чудовище, обладающее определенными магическими свойствами, – но все же можно было и постараться получше.
После первого сезона стало понятно, что новой «Игры престолов» из «Ведьмака» не получится. Тем не менее, количество просмотров убедило создателей, что они на верном пути. И спустя два года, 17 декабря 2021-го, вышел второй сезон.
Создатели прислушались к претензиям зрителей и даже смешно обыгрывали некоторые спорные моменты первого сезона. Так, например, устами стражника, который встречается с бардом Лютиком, покритиковали тексты его песен и смешение нескольких разрозненных во времени сюжетных линий (чуть ли не главная претензия к первому сезону). Но при этом ухитрились окончательно наплевать на канон: создалось впечатление, что литературный первоисточник пропустили через мясорубку, приправили соусом из фантазий автора, запекли и подали под видом всем знакомого блюда, но приготовленного по другому рецепту.
Второй сезон оставил странное послевкусие. С одной стороны, события, наконец, начали развиваться в одном временном цикле, то есть, появилось единство времени и пространства, но с другой – в получившемся «винегрете» трудно было вычленить что-то одно. Создатели зачем-то разрушили книжный сюжет ради того, чтобы рассказать историю по-своему. Видимо, успех вскружил голову шоураннеру Лорен Шмидт Хиссрик – автору таких «хитов», как «Академия Амбрелла» и «Сорвиголова» – раз она решила, что лучше знает, как должна развиваться история Ведьмака, чем его автор, польский писатель Анджей Сапковски. Результаты её усилий зрители и критики не оценили.
Именно после выхода второго сезона «Ведьмак» переместился из категории «перспективных» и «хитовых» проектов в «проблемные». К «хейту» зрителей, выставивших очень низкие оценки (56% на Rotten Tomates), добавились слухи о том, что исполнитель главной роли Генри Кавилл – главный в Голливуде фанат Ведьмака – собирается покинуть проект после третьего сезона. Стало очевидно, что ещё один неудачный сезон может поставить крест на нетфликовском ответе «Игре престолов», поэтому на создание 3-го сезона были брошены все ресурсы.
По заложенной год назад традиции, 3-й сезон «Ведьмака», как и все проекты, на который Netflixделает ставку, разделили на две части. Первые пять серий вышли 29 июня, остальные – выложат 27 июля.
Если создатели хотели реваншироваться за предыдущие неудачи, то они явно прогадали. В данный момент у третьего сезона худший рейтинг на «томатах»: всего 24 процента. И даже несмотря на то, что планка просмотров осталась на прежнем высоком уровне (что, вероятно, обеспечено новой методикой подсчета от Netflix), создателям есть над чем задуматься (тем более, к пятой серии наметился очевидный тренд в оттоке аудитории).
Одними из главных причин, вероятно, являются: разочарование от ухода Кавилла, который весьма органично смотрится в роли ведьмака Геральда, и неудачный второй сезон. Проблема состоит в том, что ошибки, заложенные в сюжет, в сериалах такого типа очень трудно исправить. Разочаровавшись вторым сезоном, фанаты книжной серии (да и другие зрители), решили, что не стоит тратить время на просмотр сериала, в котором «все не так». При этом следует отметить, что авторы отнюдь не спешат учиться на ошибках. Обилие персонажей и взаимодействий между ними «распыляют» внимание зрителя, а малое количество экранного времени, которое уделено раскрытию этих персонажей, не позволяет зрителю проникнуться их проблемами. В то же время, создатели иногда будто специально затягивают сюжет (как пример, в пятой серии), по несколько раз прокручивая одни и те же события. И не затем, чтобы показать под разными углами, а лишь для того, чтобы добавить щепотку информации.
Очень много критики на создателей обрушилось из-за того, что они ни с того, ни с сего решили сделать барда Лютика бисексуалом. Это решение странное, однако я не считаю, что именно оно испортило сериал (равно как и черные эльфы и т.д.) Проблема «Ведьмака» не в чем-то одном, а в целом комплексе ошибок, которые были заложены в сюжет изначально. Вместо того, чтобы поработать над их исправлением, создатели плодили новые.
Совершенно непонятно, зачем авторы начали добавлять в сюжет странные детали, вроде потери Йенифер магических способностей? Зачем они раньше времени заспойлерили один из главных «твистов»: правду о том, кто является отцом Цири? Зачем уделили столько внимания фигуре Кагыра, причем «слепили» из него совершенно не того персонажа, каким он представал в книгах? Зачем включать уйму сцен дворцовых интриг, при этом не уделяя времени причинно-следственной связи между ними? И уж совсем непонятно, зачем рушить историю, которая идеально укладывалась в экранизацию? Видимо, Лорен Шмидт Хиссрик не дают покоя лавры Дэвида Беньоффа и Дэна Вайса. Однако ей стоило помнить, что как только пришло время отклониться от книжного первоисточника, их слава «великих сценаристов» превратилась в тыкву.
А ведь от шоураннера и сценаристов не требовалось ничего сверхъестественного. Нужно было просто ознакомиться с первоисточником, выделить сильные и слабые стороны, почитать комментарии критиков и учесть их в работе над сериалом. Вокруг каноничного сюжета должны были разворачиваться политические интриги, в которых приняли бы участие хорошо прописанные персонажи, ведь именно за недостаточное раскрытие политической составляющей мира Ведьмака больше всего доставалось Анджею Сапковски. Тогда получилось бы полноценная киновселенная, в которой могли разворачиваться самые разные события, положенные в основу приквелов, сиквелов, спиноффов и многого другого, вплоть до аннимации.
В последних сериях первой половины третьего сезона, сериал, видимо, чувствуя, что его заносит, пытается вернуться в нужную колею, но... слишком много невнятных сюжетных линий наплодили авторы. Чтобы с ними разобраться, придётся вновь тратить экранное время, и вновь заставлять зрителя скучать. «Ведьмак» сейчас похож на организм, пораженный метастазами. Чем дольше откладывать курс лечения, тем меньше вероятность выжить. Однако складывается ощущение, что болезнь зашла слишком далеко, и спасти пациента уже не представляется возможным.