Orion,
я имела в виду, что просто рассказывая о том, что конкретно я контролирую у ребенка, что разрешаю, а что запрещаю, я по сути не сообщу никому ничего интересного. Потому что все результаты нашего доверия или не доверия - наши собственные тараканы. И от того, что у форумчанки Х одни тараканы, а у У другие никому легче не станет. И это не дает ничего лично мне, с моими глюками и бзиками
Катерина, я вообще неадекватная
серьезно. особенно когда дело касается эмоций. И кричу часто, потом ужасно жалею, но потом. И ребенок очень обижается. Но мы учимся. И он, и я. Учимся принимать эмоции другого, учимся управлять своими. Как? не знаю как это написать. Я просто стараюсь, когда вижу, что меня начинает что-то раздражать, злить и т.п. представить, что это не мой ребенок, ну вот чужой... и сразу становится легче - к чужому ниже требования.
Это один вариант. Самый легкообъяснимый.
Самый эффективный другой - подумать о том, как же я люблю вот эту козявку, которая такая замечательная и чудесная, и что это - мой самый лучший, самый любимый и замечательный сын и т.п.
надо просто вовремя себя "схватить за хвост". А дальше - дело техники.
Но я всегда говорю о том, что злюсь, что мне не нравится, что устала и меня раздражает... и ребенок учится понемногу уважать мои состояния. И сам выражать свои, ну а уж я его стараюсь уважать
это по репликам я такая белая и пушистая
потому как есть время подумать, прежде чем написать
а в жизни...
но у меня есть муж, очень спокойный, уравновешенный, умный и чуткий человек, он умудряется оставаться таким даже когда меня плющит и колбасит, и приводить меня в чувства.
вот у него и учусь
про опасность и безопасность... я приведу тут один мой пост из ЖЖ с комментами, которые там оставили мои друзья
Сейчас много встречается высказываний, мол дети, с которыми занимались динамической гимнастикой и т.п. потом "безбашенные" - совершенно не чувствуют опасность и т.п.
я и раньше то не была с этим согласна. И наблюдения были. Но не торопилась с выводами. А вдруг, чуть подрастут, и оно все проявится?
На данный момент Славе почти 5. Мы делали динамичку не в полном объеме и только до 7 месяцев (по собственной глупости). Но и потом занимались - пусть не таким "экстримальным" способом, но лестницы, турники, перевороты и т.п. Не могу сказать, что как-то особенно уделяли этому внимание, но и в стороне не оставляли. Дома у нас комплекс с 2.5 появился. Батут в 3.5.
И вот результаты на данный момент. Слава очень осторожен, особенно что касается чего-то нового.
Пример первый. Ролики
Взяли у знакомых ролики, как раз наш размер. Он очень хотел. Стал легко. Когда держу за руки, едет нормально, то есть стойку держит. НО! сам очень аккуратен. Он даже ни разу не упал - но с минут 15 двигался возле турника, опущенного вниз - как за поручень, то боком, то в одну сторону, то в другую. После чего попросил все-таки за руки. С первого раза не получилось поехать, а пойти не захотел, он же видел как папа катиться, а не переступает. Но ощущение того, что пока он не справится - не только сам понял, но и вслух сказал.
мы пока не планируем покупать ролики - это скорее был шанс удовлетворить любопытство и почувствовать хоть чуть-чуть, что же это такое. С роликами придется как минимум год подождать, скорее всего. Но ребенок четко отследил границу своих возможностей.
Сравнение. Хозяин роликов. Хороший мальчишка, ровесник, кататься не катается - ходит, иногда получается проехать. Хотя ролики больше года (это, понятно, родители виноваты, а не он) но совершенно не отслеживает себя - он смело двигается и падает - во все стороны. И на спину, и на бок, и вперед. При чем руки выставляет далеко не всегда.
пример второй. Батут
у нас батут чуть больше года. Мы на нем частенько прыгаем - в основном как сопрвождение игры, элемент и т.п. Временами находит увлечение, а временами убираем. Сначала Слава прыгал очень осторожно. Со временем стал прыгать с него и на него, но расстояни вполне разумные. попробовал прыгать с лестницы кровати и комплекса, но дальше 1 ступени кровати и 2 ступеней комплекса не поднимается (это прибл одна высота). При чем я его никак не ограничивала - просто стояла рядом, на всякий случай.
Гость. Мальчк, наш ровесник. Дома ничего подобного нет. С удовольствием играл на кмоплексе, кровати, батуте. умудрился несколько раз сорваться с кровати, лесницы. Я увидела хорошо один только раз - он просто отпустил руки. Ну ладно, если дома нет, а на улице родители особо не позволяют, то понятно, что он слабо осознает, что надо держаться. Хотя в 5 лет...
Но вот стали прыгать на батуте. И Слава показал, что можно прыгать на батут и с батута. С одной ступеньки.(я наблюдала издалека, мама мальчика была тоже со мной, дети нас особо не видели). И вот гость залазит на самый верх кровати (второй этаж и прыгает вниз на батут. Хорошо, что его мама этот момент пропустила. Но я то видела. Я даже сказать ничего не успела... Хорошо, что он попал, и попал удачно... Я, что бы не пугать ребенка, маму, Славу, решила вмешаться спокойно. Но не успела. Слава первый:
- так высоко не надо прыгать. Ты сначала прыгай низко.
Пример третий. Велосипед.
Слава катается давно. с 3 колесного перешли на 4. Пока снимать боковые колеса не получится, явно еще не готов. Да и велосипед достаточно большой и тяжелый. Не уверена, что он его удержит.Но к лету ближе хочу попробовать.
С самого начала слава соизмеряет скорость - достаточно редко ездит быстро. Только по хорошей дороге. Но как только скорость его начинает напрягать (с горочки и т.п.) тут же притормаживает. После зимы, как достали велосипед, так вообще очень аккуратно ездит - вспоминает. Развороты, повороты...
Наш друг, сосед, ровесник. Опыт езды аналогичный. Но всегда старается ехать быстро. катается не так уж и много. Явно меньше Славы (по общему времени и т.п.)
На выходных въехал в речку - ехал на приличной скорости, и решил посмотреть в сторону, не глядя, что дорога поворачивает. все обошлось, просто потому, что дорога закончилась а на неровной траве - начале дна тут же упал (там у нас плавно дно опускается). Мама в шоке, а ребенок в порядке. Он даже и не испугался.
одно время я просто думала, что Слава - трусишка. Ну боится ребенок скорости, высоты и т.п. Но нет. бегает он быстро, в футболе не боится падать, прыгать за мячом. На самокате катается очень даже быстро. Но там, явно, он лучше владеет ситуацией. Спокойно раскачивается на кольцах, лазит на верх лестниц (у нас поставили недалеко взрослый комплекс на улице). Может все-таки дело в соизмерении своих сил и ситуации?
И тут же такая ситуация. Внешнюю опасность, что ни говори, осознает слабо. Не понимает, почему опасно играть во дворе на проезжей части, даже когда не видно едущей машины. Хотя формально ситуацию называет правильно, знает что и как надо делать и ведет себя соответственно. Но я понимаю, что это все очень ситуативно, и тут пока доверять никак нельзя
prohodimec Глубоко верно.
Можно даже обощить.
Если родители способсвуют тому, чтобы ребенок делал опасные вещи в их присутствии, то один он никогда не будет пытаться. И более того, со временем жажда риска "насыщается" и новые вещи ребенок начинает пробовать с неохотой.
Более того, эта неохота явна несоразмерна ситуации. Те вот мой малыш дуриком летает на горных лыжах, а нырять вниз головой я его до сих пор не могу вынудить. Даром что он дзю-до занимается и ему приходится нырять головой в пол при всяких страховках. Я думаю что трусость-не трусость стоит оценивать исключительно интегрально, по широкому спектру реакций, а к отдельным "фобиям" относиться снисходительно, те спосбствовать их преодалению, но без фанатизма.
Еще очень важно обсуждать с ребенком меры безопасности, не взирая на возраст. Ролики -- защита локтей и коленей, потому, что вот так упадешь, вот так руку подставишь и будешь с гипсом ходить. И, пожалуйста, старайсе не падать на попу -- там же нет щитка.
А что касается машин, имхо, очень долго нельзя доверять. Внимания не хватает и "ступор" у детей очень легко наступает.