наши очередные достижения на программе
и проблемы
мне так видится что проблемы общежитейские... с прсотодетьми тоже бывает...
Начну с хорошего - сегодня Иришка нашей новой гостье (у нас такое бывает – концерт с достижениями для свежего зрителя) написала на клавиатуре САМА, без моей руки!, что ей из музыкальных инструментов понравился БАНДЖО. Аааааа!! Кто в теме – понимает, что это прорыв. Это мечта многих мам и еще это хорошее доказательство для тех кто не верует, что ребенок пишет сам. Когда держишь ее руку – внешне невозможно отличить кто кого ведет. Когда сам держишь – все понятно, но со стороны – не отличить. Поэтому конечно я очень рада тому, что она уже может и сама. Не то, чтобы я бегом бежала доказывать и демонстрировать, но приятно иметь козырь за рукавом. Прижмут своими королями, а мы рраааз! И тузом их.
Поэтому возвращаясь к «банджо», признаюсь, что я радовалась. Минуты две. Но тут же задумалась серьезно.
Она может. Почему не хочет. Что делать? Как уговорить писать ее? Она реально может писать, даже вообще без меня. Почему отказывается?Почему отвечает одной буквой? И то если я уже сильно пристаю. Разве ей не хочется выразить себя? Не хочется донести до меня что ей интересно? А что нет…
Еще замечание про ум, которое не позволяет мне вернуться к ранней медицинской версии про недостаток интеллекта и интереса у такого рода детей. Наблюдение сегодняшнее, свежайшее. Я взялась серьезно за ее печатание, предложила ей разные клавиатуры. Но свою, на своем ноуте, не предлагала, на ней нету русских буквочек. Но Иришка сегодня как раз сидела рядом и показала мне жестом, что хочет песню про кота (указаельным пальцем под носом проводит, по тексту песни это «блин четвертый - котику с усами»). Я все поняла, но сделала деревянное лицо и говорю «какую ты песню хочешь? не поняла какую…
на, пиши» - и подсунула ей свой ноут, забыв, что на нем не та клавиатура. Угадаете с трех раз, что было? Она мне на клавиатуре (английской) написала ПРОКОТА. То есть, она еще и помнит расположение русских клавиш, даже когда их не видно. Моя старшая дочь, которой 15, не может моим ноутом пользоваться. Даже если меня дома нет, и ноут свободен, он лежит себе тихо в углу, они спорят с Родькой чье время сидеть «в контакте» на стационарном компьютере, и «в контакте» на ноутбуке никого не интересует. Потому что буквочек нету, как написать другу свои новости взрослая девушка не знает. А эта «с поражением мозга» - знает.
Блин. Какое умное дите. Почему мне так трудно ее услышать...
Еще момент, у нас есть задание по социализации поведения ребенка, объявляется закон и штрафы за нарушение. Я не могу придумать достойных реальных штрафов... уперлась, фантазия закончилась. Девочка Ира - явно философ по натуре, ее трудно расстроить, если только не грубостью... Если кто-то позволяет себе грубость - она расплачется даже от резкого слова, даже не в свой адрес. Но все остальное - ей хорошо. Какие такие штрафы-шмафы?
Пробовали как штраф - 1 минуту все отворачиваются и не разговаривают с ней. Она поняла что это прикол и стала нарочно пакостить, чтобы все отвернулись и она побегала сзади и посмеялась, заглядывая в лица бойкотщиков-заговорщиков... Сейчас поменяли штраф, ставим на 1 минуту в угол. И что? Работало 1 день. Уже назавтра она нарочно кидает ложки со стола на пол (закон говорит о том, что нельзя бросать предметы) и САМА уходит в угол, стоит там минутку и выходит. Наказали? Оштрафовали? Смешно.
Я конечно очень рада, что она такая сообразительная, и сейчас это начинает быть видно.
Но как справляться? В любом хозяйстве есть порядок. В семье тоже. Есть правила, гласные и негласные, написанные на стене или висящие в воздухе. Есть свой внутренний закон, который в свою очередь как-то увязывается с законом внешним, не семейным, а уже общественным.
Меня вот, бывает, моя мама ругает, что я в целом детей балую. Потому что у нас все на совести, я их не контролирую и обязанностей четко ограниченных нету у них, и если надо что-то сделать - я просто говорю, что надо сделать то-то и даже не делю кто. Кто может - тот и сделает. Бывает - делю, но если уже вижу, что сами не поделят. Я понимаю, что так труднее управляться с большим хозяйством, потому что надо его ЧУВСТВОВАТЬ. Без правил управлять - только на чутье. С правилами было бы проще. И вот маме моей было бы понятнее. Но я уж уговариваю ее, что мне так лучше. Комфортнее управлять без правил, а по обстоятельствам. На бреющем полете.
Но мой полет упирается в Иру. Остальные дети - мои дети, по иерархии стоят после меня. И соответственно подчиняются моему полету, моей траектории, по крайней мере в семье и по крайней мере на этом этапе жизни.
А вот Ириша - большой вопрос. Кто над кем в иерархии. И это как раз в такие моменты воспитательные выплывает. Зачем ей писать слово полностью, если она не хотела? И если мама не главная.
Более того, я подозреваю, что она даже и не главная тоже. Она просто вне закона...
На днях моя мама сетовала о превратностях погоды, о том, что в апреле такой удивительно зимний снег...Вот - говорит, - мы люди что-то планируем, рассчитываем, а погода сама по себе, природа нас не слушает, даже если мы и сильны и можем ее обскакать местами... Природа - сама по себе. Ей не важно, что Инга оформила цветник и подкормила проклюнувшиеся тюльпаны... Взяла и накрыла все снегом.
Я слушала это и вдруг подумала, то моя Ирка - такая же, как эта погода. Да, я умна, да, я с вами, да, дайте покушать, да, есть свои интересы и привязанности в этой семье, но не больше. Но не подумайте, что вы меня знаете и что я буду послушна. Если она хочет сейчас мотать ногой - она будет мотать ногой, если она хочет поразить тетю Катю, которая давно не заходила и очень Иришку любит и всегда хвалит, то Ирочка благосклонно напишет "Банджо" на планшете. Но если она не собиралась тренироваться на клавиатуре 10 раз за день, как это хочет Институт, то можете танцевать джигу-дрыгу. 1 буква после долгих уговоров. До свидания кому не нра. Она - погода. Вне закона... По крайней мере вне вашего, понятного вам закона. Вполне возможно в соответствии с каким-то другим законом. По которому можно не соответствовать ничьим ожиданиям.
Я не уверена в этих мыслях. И была бы рада найти рычаги. В общем-то и ищу... Но пока получается только на добром желании. Системно стимулировать (а я умею это, мне остальные дети и остальные люди демонстрируют, что я умею это) – не выходит, этот ребенок поднимает меня на смех. Бросает ложку и радостно идет в угол.
Свободному человеку, асоциальному человеку, человеку, которому в принципе хорошо, до «фени» нюансы.