Письмо. Тут у нас была вторая заковыка, как с русским. Ира перестала писать на клавиатуре. Еще в мае писала по 2 слова. Без особого интереса, но писала. К ноябрю – закрывает программку «блокнот», где мы с ней пишем, и показывает мне, что надо дать выбор, причем очень однозначно показывает. Если я даю выбор из двух (например левое и правое колено), чтобы побыстрее, а там ее варианта нет – она мотает головой и тычет мне по левому плечу, мол дай еще выбор, еще не все. Я добавляю еще – снова не то, она тычет правое плечо – еще гадай, мамочка. Планшет подсовываю, напиши что ты хочешь – нет, будет тыкать по разным частям тела - угадай и предложи! А королевишна выберет. Согласится.
Постановили: 1 - вообще ничего не перепроверять по клавиатуре. НИЧЕГО не спрашивать, чтобы проверить. Только для жизни. 2 – сменить планшет на бумажку с нарисованными буквами. На планшете для нее - развитой красавицы без проблем со спастикой – очень много других соблазнов. Это правда. Она сама выходит в интернет, идет на Ю-тьюб и заливает себе клипы или мультики из серии «бэби-эйнштейн», ее любимые, там такая нежная музыка. Какая-такая-клавиатура? Если там и карточки, и музыка залита и еще можно в режиме реального времени потусоваться… Так что вердикт: Ирина клавиатура на ближайшие полгода – КАРТОНКА. И понемногу начинать ей предлагать картонку для решения животрепещущих вопросов. Цель: к след визиту Ира должна написать … сказку. Мне конечно это показалось бредом, но велено не сопротивляться и писать. Ирка сама выбрала именно сказку, он ей предлагал стих, рассказ, статью, она со всех сторон подтвердила что будет писать сказку. Видимо лавры Эзопа не дают ей спать. Ну-ну… Мне очень сомнительно именно это задание, но посмотрим, а вдруг.
Математика. Сложение и вычитание в пределах сотни на слух, задаешь пример, даешь 2 или 3 варианта, она выбирает. 6 примеров задали, 5 правильно. С переходом через десяток не ошибается уже, ошибается если двузначное плюс двузначное. 38+6 – не ошибается. Задали умножение, причем обязательно сказал Спенсер дать ей концепцию умножения, а не просто примеры накатать. И дроби. И под конец – простые задачи. Я не сильно поняла почему задачи под конец, она сейчас их понимает. Я ей дома пробовала задавать, про собрание хромых кошек например: собрались в марте 4 кошки помяукать, но все хромые, у каждой по 3 лапы. Сколько у них лап вместе? Она хохотала и выбрала 12. Ну, сказал тогда Х вводить.
Биты продолжать, но это она любит, радостно бежит ко мне, если предлагаю, может поцеловать меня от счастья. Тут ничего нового.
Слух – дали программу по ослаблению гиперчувствительности слуха. Диски со спец записями, с переменой частот. Тут надо купить хорошие наушники, чтобы не в ухо вкладывались, а поверх надевались. И сд- проигрыватель, а то у нас и не было. Все мп3, а мп3 - сказали - не сохранит качество записи и чистоту частот.
Руки. Тактильность на 2 уровня лучше стала. Определила с закрытыми глазами наощупь в какой руке куб а в какой шар, в какой бОльшая пуговица, что щетка, а что ватка. Я была рада. Нас итальянский доктор как раз сильно грузил, что у нее тактилка отстает более чем что. Мы в последние месяцы сильно насели на: лепку, щетки, перенос тяжестей, чтобы приходилось брать не щепоткой, а всей кистью, лед-горячая вода и тыды. Так что от рук такой прыти я не ожидала. Но с другой стороны именно внешняя сторона рук у нее до сих пор самая «немая» часть тела. Может сильно кусать сама себя, не больно. Не доходят сигналы до мозга еще. Ладошки – те гиперчувствительны еще. Так что с этим перекосом нам еще работать и работать.
Мануалка. Тоже есть прогресс. Все сильно порадовались что она может сама раздеться, она все норовила им продемонстрировать, до пояса раздевалась периодически. Я дома этому не рада, умению – рада, но постоянно ловить голого ребенка в ванной – не рада. За час три раза оденешь девочку с нуля – не порадуешься.
Речь. Ооо. Нам засчитали лэнгвидж виктори. То есть начало речи. Она сказала Спенсеру «Спесе». Себя тыкнула в грудь «Иа». Посопротивлялась на какое-то принуждение «Иззя»! И все сказали: Ирина Вау!! Это победа. Я тут снова со скепсисом. Это конечно не речь в нормальном понимании этого слова. Но прогресс конечно есть. Это тоже бесспорно. Она действительно много сейчас болтает. По-немецки пока. Каля-маля. Повторяет за телевизором, за мной, за детьми. Следом за бабушкой, зовущей на ужин, она гордо-тихо-вопит: ИБЯТА! (ребята то есть. Вопит – потому что для нее это высокий тон и уровень звука, тихо – потому что тихо). Слов 20 она спонтанно говорит. Это да, хоть и с немецким же акцентом. Вот иногда уже проскакивают пары слов. Родик на днях ее в дыхательную машину укладывал, жилет застегивал, говорит: не тесно, нормально? Ира: намана, та! Я аж прибежала в комнату переспросить: я не ослышалась? Ирка сказала: «Нормально, да»? Оказалось да, сказала. Пару слов, через интонационную запятую. Ну молодец. Я рада.
Речь нам обещали на прошлом визите, когда назначали дыхательную машину. Мы купили буквально через месяц после визита – опять же как не вспомнить человека, который взял и оплатил ВСЮ стоимость нашей машины напрямую немецкому производителю и еще и доставку организовал (дорогой друг, нет достойных слов, чтобы передать мою благодарность вам, только если почувствовать). В общем, дыхательная программа у нас как-то неплохие результаты дала за эти полгода. Грудь стала шире на 3 см. Это прямо много. Особенно для Иришки, которая как раз в объемах головы и груди сильно отстает. Так вот грудь пошла наконец расти. Ну и следом проклюнулась речь. Потому что выдох появился. Внутренний, пассивный словарный запас у нее широкий – я уверена, я ей бывает сложносочиненные предложения заворачиваю такие прямо как со взрослыми. И она реагирует. Понимает. Надо как-то дать выход во внешнюю речь.
Дыхательную машину продолжать, добавили газ-маски. Дыхание из баллона смесью кислорода и углекислого газа. Баллоны уже заказали, ждем как нам их привезут. К счастью, эта часть программы, которую Институты полагают слишком дорогой, у нас в Минске – как раз не слишком дорогая. Просто дорогая как и все остальное. Но в разы дешевле чем в Америке и даже в России. Так что я, порасспросив про действие и общую пользу, собираюсь сама дышать. Моему мозгу тоже нужна кислородная подпитка. А то я сегодня в машине ключи забыла, и пошла. Машина стояла открытая под окном 3 часа, ключ – в замке зажигания, бесплатный прокат просто. Стала собираться ехать – все переискала, весь дом перевернула, но не вспомнила где я ключи потеряла. Пошла искать по двор, вдруг думаю выронила, мимо кармана пронесла. Смотрю – машина открыта, ключики в замке. Крыша едет определенно. Так что жду баллоны с кислородом не только для Иришки.