она думает что делает уроки для меня!!!
У нас то же самое. Первый класс. Опишу свой опыт "борьбы" с моей семилеткой и ее учебой). Проблема моей дочки в том, что в саду ее очень качественно обучили побуквенному чтению. И слогового чтения у нее нет. То есть это я сейчас знаю - что причина в неправильном обучении в садике. А первые месяцы - чего я только не наслушалась о своем ребенке(. "Она у вас сообразительная, много знает, но вы посмотрите, как она пишет! Это хуже, чем курица лапой". И это все при ребенке, очень эмоционально, на повышенных тонах. Мне под нос подсовывалась пропись, а там и правда - ужас-ужас). Начиналось тыканье пальцем в строчке - "вот вы посмотрите - это что? Это ж кошмар!". А так как Лиза моя рядом стояла, я тыкала пальцем в удачные буквы и говорила - "посмотри, Лиза, вот здесь хорошо, и вот здесь красиво, было бы здорово, если бы таких букв было побольше". Просто я не вижу смысла орать на ребенка, мол, все у тебя плохо-плохо.
Ходила к школьному логопеду - та сказала "ах, у вас дислексия". Сходила ко второму школьному логопеду - та сказала, что вообще не понимает, что с ребенком, посоветовала обратиться к частному логопеду. При этом все давали мне какие-то несовпадающие рекомендации. Один логопед - занимайтесь по Зайцеву, учительница - ни в коем случае не занимайтесь по Зайцеву, нужны занятия по развитию фонемаграфического слуха. Вторая логопед - наверно, у вашей девочки нарушение зрительного восприятия, песочница вам в помощь, и еще куча занятий по методу того, сего, еще кого-то (сама уже забыла). В этом месяце я нашла по рекомендации стороннего логопеда и наконец-то получила внятное представление о том, что с ребенком происходит. Но уже - Лиза школу терпеть не может, ходить в нее не хочет, уроки дома не делает без моего нажима, и то кое-как и не всегда я могу ее уговорить-заставить.
Собственно, чего я растекаюсь мыслью по дереву). В моем случае, нежелание делать уроки - от неулавливания, непонимания требований учительницы, неумения их выполнить. Энтузиазм учиться - нулевой, мотивации нет, удовольствия от процесса учебы, узнавания нового - нет. Что я заметила в процессе занятия Лизы с логопедом - она сбивается очень, как только ее поправляют, когда она понимает, что сказала что-то неверно- она съеживается, очень напрягается, это по телеске мне вполне заметно. И из этого напряжения пытается читать, и тогда у нее срывается внимание, сосредоточенность, она ошибается и переключается - начинает смотреть по сторонам, берет что-то в руки и начинает крутить итд... Что я с этим делаю дома - читаем букварь, при любом правильном прочтении - хвалю нещадно))). Например, прочитала с ошибкой она, напряглась - поправляю, следующее слово прочитала правильно - я говорю "как мне приятно заниматься с тобой, ты так здорово читаешь" - смотрю, распрямилась, расправилась, энтузиазм появился). И так вот в час по чайной ложке (потому что сбивается на побуквенное чтение, если хоть чуть подогнать)... читаем, теперь букварь приносит с воплем "я так люблю букварь читать!". С письмом пока глухо, не хочет даже ручку в руки брать. Четко закреплю удовольствие от чтения - приступим к письму.
На школу я "забила" - я смирилась, что скорее всего она не сдаст нормативы по чтению, про письмо - я вообще молчу. Учительнице и воспитательнице сказала, что я вижу, что ребенок не тянет, претензий к ним не имею, и орать и подгонять ее не надо - мы занимаемся с логопедом и дома, в своем темпе, я надеюсь ко второму классу все подогнать, а то, что она не сдаст в первом нормативы - меня не печалит. И теперь дома я стараюсь минимизировать Лизино напряжение от ее "несоответствия" требованиям школьной программы и ее защитное равнодушие ( я у нее вижу - ну и что, что я не могу сделать этого, отстаньте от меня, пойду лучше мультики посмотрю - если что-то не получается. Самый момент ее "переубедить" - все получается). Кстати, к такому же "соскальзыванию" я отношу ее просьбы записать ее в разные кружки. Я однажды "поймала" ее высказывание, что вместо домашки она лучше на танцы сходит, и теперь ей очень четко озвучиваю, что первый класс - у нее будет только учеба и каратэ, никаких других кружков. И если ко второму классу она освоит нужные знания и умения в школьных предметах, то с сентября я добавлю танцы.
Что у меня не работает - может, в силу возраста - так это мотивация: надо учиться чтобы поступить, найти хорошую работу и тд - никак ею не воспринимается. Для нее это абстракция полная. Ей надо что-то с быстрым, видимым результатом, пусть хоть и маленьким. Аудиокнига "не рычите на собаку" мне помогает освоить этот метод. Я никак не могу забыть, как она расцвела, когда я ей сказала - ты так здорово прочитала это предложение, мне так нравится с тобой заниматься). Стараюсь сделать процесс чтения приятным для нее хотя бы за счет взаимодействия со мной).
Вобщем, из собственного опыта я думаю, что если систематически ребенок не хочет заниматься - надо найти, где он неуверен в своих силах, и помочь с этим справиться, параллельно мотивировать, замечать и акцентировать внимание на любых удачно сделанных заданиях. Сейчас ее занятия - моя забота, это действительно так. Если я не скажу - пошли почитаем, напишем пару строчек - она и не вспомнит о них. Надеюсь, что ситуация изменится, хотя готова смириться, что будет "двоечницей". Тут уж как получится. Делаю, что могу и что умею, очень-очень помогает логопед раз в неделю - прописывает четкие задания на дом, у меня есть план, который я понимаю, и который осуществляю.
В школьных заданиях я не понимаю системы, не знакома с ней, плюс учительница "скачет" - в декабре говорила мне, что дает им задания из того, что они должны проходить в феврале. Объяснила это тем, что лучше она заранее увидит, какие у детей будут проблемы с освоением того, что они будут проходить в феврале. Я сломала мозг на этой логике и плюнула на все это. Но с учительницей стараюсь взаимодействовать и показывать, что я заинтересована в учебе своего ребенка. В ответ узнала, что учительница сама переучивает свою дочку с побуквенного чтения на слоговое, и, видимо, в силу наших общих проблем) она стала по своей инициативе заниматься иногда на продленке с Лизой дополнительно и индивидуально).
Ну вот как-то так мы пытаемся учиться). Хорошо, что я "словила" эти проблемы в первом классе). Буду делать, что смогу).