Вы нам говорили, что мы должны устремлять свои желания вверх. Как можно осуществить это в семье, где один партнер имеет сильную внутреннюю устремленность к своему божественному возлюбленному, а другой является барьером для выражения этого.
Это вопрос только регулировки. Вы должны пойти в семье на определенный компромисс. Если один партнер привержен к светской жизни, а другой к духовной, это не играет никакой роли. В Индии мы с этим встречаемся. У нас нет таких проблем в традиционных индусских семьях. Такие проблемы встречаются только в Европе. Если муж христианин и ходит в церковь, а жена не хочет ходить, она возмущается: "Зачем ты ходишь в церковь?". Он тоже возмущается: "Почему ты не ходишь в церковь?". Это происходит потому, что мы хотим всех видеть такими как мы, а это ошибка. Муж и жена - две разных личности. У каждого из них свои самскары, своя карма и свои привычки. Поэтому ожидать, что оба будут поступать одинаково, некорректно. Вы должны стараться ценить отличие супруга, ценить разнообразие в жизни семьи. В индийских семьях существует разнообразие культур и религий. Муж может быть шакта и любить невегетарианскую пищу и алкоголь. Жена может быть вайшнава и даже не касаться лука и оставить в покое мясо. Большинство женщин в Индии вегетарианцы и они не курят и не употребляют алкоголь, тогда как их мужья едят мясо и хотят, чтобы жены готовили им его. Однако это не проблема. Она может не есть мясо, но она не считает, что другие члены семьи не должны его есть, несмотря на то, что ей приходится варить его для них. Есть семьи в Индии, где все вегетарианцы, а один сын предпочитает невегетарианскую диету. Мать семьи не знает, как быть, и она выбирает вариант - готовить пищу для сына в отдельной кухне. Это пример того, как можно урегулировать проблему. Только потому, что вы не вегетарианец, еще не значит, что я тоже должен есть мясо, чтобы гармонизировать отношения. Вы поддерживаете свои привычки, я буду поддерживать свои. Если вам нравится йога, занимайтесь ею. Если мне не нравится йога, я не буду ею заниматься, но почему это может стать причиной конфликта? Почему это должно стать причиной раздора? Во многих западных семьях муж хочет, чтобы жена походила на него, а жена хочет, чтобы муж был подобен ей. Это ошибочная идея, так не должно происходить. При любом роде отношений два индивидуума должны следовать своим путем, будь то муж и жена, друг и подруга, отец и сын, отец и дочь, брат и сестра, или свекровь и невестка. Один не должен принуждать другого. Во многих индийских семьях мужчины идут к саддху или саньясину и становятся их учениками, а женщины нет, тогда как на западе наоборот женщины чаще становятся учениками, а их мужья нет. Путь каждого зависит от особенностей характера и природы. Поэтому не должно иметь значения то, что два индивидуума в семье имеют различные желания. Любовь не значит одинаковость, любовь значит понимание. Если вы понимаете меня, а я понимаю вас, тогда мы принимаем друг друга такими, какие мы есть. Если нет понимания в любви, то это не любовь, это что-то другое. Если есть любовь, должно быть понимание. Если вы хотите любить меня, и чтобы я любил вас, в то же время, чтобы мы были одинаковыми, то это невозможно. Мы будем сражаться и, возможно, закончим разводом в суде. На Западе совершают такую ошибку. В Индии в прошлом наблюдалась большая терпимость по этому вопросу. Возможно, в современных семьях она уменьшилась, но в традиционных и сельских семьях до сих пор наблюдается терпимость и согласованность между членами семьи. На Западе это подобно эпидемии: муж и жена сражаются по любому поводу. Они женятся сегодня и разводятся завтра. Я думаю, мы должны уделять этому спорному вопросу больше внимания.
Свами Сатьянанда Сарасвати