Птичий грипп: нужна вакцина от страха, а не от гриппа.
Пока закину эту статью, потом поделюсь своими мыслями и имеющимися фактами.Вверсия происходящего:
война скотоводов с птицеводами, или ответ на ящур коровье бешенство... а вакцинаторы и фармкомпании везде успевают нарубить немалых бабок
Нужна вакцина от страха
СОСЕДИ объявили экономическую блокаду Новосибирской области, где произошла вспышка птичьего гриппа: какое-то время они не покупали наших кур. Приложение "АиФ на Оби" в прошлом номере писало, что в ситуацию пришлось вмешаться министру сельского хозяйства РФ.
ЕСТЬ сведения, что в некоторых регионах страны всю домашнюю и колхозную птицу, а также местных жителей в целях профилактики гриппа кормят ремантадином. Перечень абсурдных поступков пополнила пограничная служба Польши: на пропускных пунктах, связывающих эту страну с Россией, у наших соотечественников изымают бутерброды с колбасой и пакетики йогурта. Чтобы, значит, не ввезли из России в Европу вирус птичьего гриппа.
Отсутствие глубоких знаний о природе вируса, вызвавшего птичий грипп, помноженное на панику, - вот движущая сила всех перечисленных "профилактических мероприятий". Таково мнение профессора Новосибирской медицинской академии, главного инфекциониста департамента здравоохранения Новосибирской " области Натальи ТОЛОКОНСКОЙ. Своими размышлениями о том, почему произошла эпидемия гриппа среди птиц и чему это явление должно научить человека, Наталья Петровна поделилась с читателями "АиФ на Оби".
- Сегодня происходит то, что было уже много раз: природа задала человеку очередную задачку. Причина массовой гибели птиц требует расшифровки, мы же слишком торопимся ответить на все вопросы, касающиеся этой инфекции. Нами правит страх, порожденный тем, что птичий грипп преждевременно был обозначен как проблема человека. Инфекция всегда попадала в популяцию людей из животного мира, в частности, грипп приходил к человеку от птиц. И понять, на каком этапе птичий грипп может стать человеческим, можно только после глубокого и длительного изучения. А та информация, которая преподносится сегодня, в значительной степени основана на домыслах. Именно поэтому нельзя считать обоснованной угрозу пандемии гриппа для человека.
Стремление дезинфицировать улицы, кормить птиц и людей противогриппозными средствами - все это лишь ускоряет процесс моделирования новых свойств вируса, формирование новых штаммов, что на самом деле неблагоприятно для человека. Потому что неизбежно последует ответная реакция вируса, усиление его агрессии. Это, в свою очередь, только ослабит систему защиты организма человека, сделав его еще более уязвимым.
КАЖДЫЙ раз, когда мы пытаемся что-то предпринять против вируса, он опережает нас на сто шагов. Это чрезвычайно мудрая и устойчивая система. Вирус прост только внешне: он маленький, и его можно "разложить" на кусочки. Но по уникальности биоинформационной сути и по способности нести информацию через тысячелетия равных вирусу в природе нет. Это биологический архив вселенной.
Уничтожение птиц не уничтожит вирус
- ГАЗЕТЫ сообщают: Н5N1 распространился по территориям нескольких областей. Да он, скорее всего, был там всегда. Причем не копия азиатского вируса птичьего гриппа, а его "сибирский вариант". Еще 50 лет назад ученые-вирусологи писали: вспышка инфекции возникает обычно в той популяции, которая уже приспособилась к этой инфекции. Только вирусам для самоутверждения почему-то нужны эпизоды очень большой агрессии. Зато в условиях любой инфекционной эпидемии быстро формируется устойчивость человеческой популяции к данному возбудителю. И обе стороны довольны. Меня часто спрашивают: а куда девается грипп, когда заканчивается эпидемия? Да никуда, он так и хранится в организме людей. Яркая болезнь, которую мы видим и которой пугаемся, - это исключение из правил, а норма жизни - незаметная циркуляция вирусов в природе и в организме человека, их постоянная взаимная адаптация. Действительно, в каждой неординарной ситуации, связанной с инфекцией, требуются какие-то ограничительные мероприятия. Но сколько бы мы ни уничтожили сейчас кур, это никогда не приведет к ликвидации данного вируса в природе, на данной территории, в нынешней популяции птиц и в следующей тоже. Так же, как и среди людей, если этот вирус уже коснулся человека. Более того, именно среди тех птиц, которые не погибли, формируется наиболее мощная естественная защита, их иммунитет будет передан следующим поколениям пернатых.
Зачем мы торопимся?
- ВООБЩЕ, сегодня речь должна идти не о свойствах самого вируса, а об уязвимости живых организмов. Эта вспышка гриппа - напоминание человеку о том, что биологическая преграда перед вирусами истончилась. И виноват в этом в значительной степени сам человек. За последние 50 лет экологическая система, в которой складываются взаимоотношения человека, вируса и бактерий, очень изменилась. Во-первых, воздействие радиации на людей, колоссальные изменения качества пищевых продуктов и качества воды - она несет другие микроэлементы, другие микробы и другую биологическую информацию. Наконец, за полвека выросли три поколения людей, которые непрерывно подвержены действию антибиотиков. Причем не только в виде лекарств: антибиотики добавляются в средства гигиены, которыми мы пользуемся каждый день, в бытовую химию. А как раз антибиотики и являются способом уничтожения той бесценной бактериальной микрофлоры, которая создает в человеке надежную систему внутреннего контроля за инфекцией, биологический барьер перед вирусами.
Наконец, уже третье поколение растет на вакцинах. Это немаловажный факт, потому что вакцинация - серьезное вмешательство в естественную природу взаимоотношений человека и инфекции, что приводит к ослаблению защитных сил организма, причем не только в отношении вирусов. Именно этим можно объяснить высокую сердечно-сосудистую и онклогическую заболеваемость. Поэтому, говоря о вакционопрофилактике, нужно учитывать и положительные, и отрицательные ее стороны. Как уже сказано, вирусы уникальны тем, что состязаться с ними в способности жизнеобеспечения бессмысленно. Вирус всегда изменится быстрее, чем мы найдем способ с ним справиться, и станет неуязвим. Пример - гепатит С. Двадцать лет нам обещают вакцину против гепатита С, но уже понятно, что этого не может быть. Потому что вирус меняется молниеносно и существует сразу в нескольких разновидностях внутри одного организма! Да и нет необходимости прививать от гепатита С всех подряд, так как здоровый человек с этим вирусом сосуществует вполне мирно. Так же и разговоры о поголовной вакцинации от гриппа бессмысленны. Ведь у нас нет обоснований, что птичий грипп - проблема человека. Зачем же мы торопимся и выставляем как проблему мифическую опасность?
Диагноза птичий грипп - нет
- ГОТОВО ли здравоохранение к тому, что "эпидемия птичьего гриппа начнется среди людей?! Такой вопрос тоже задается. Диагноза птичий грипп в международной классификации болезней нет, есть просто диагноз грипп. И его лечением занимаются обычные участковые терапевты в обычных поликлиниках. Особо тяжелых пациентов госпитализируют в инфекционную больницу, обычно это единицы процентов из всех болеющих гриппом. И ставить дополнительные больничные койки для больных птичьим гриппом нет необходимости. Мы готовы лечить грипп, вызванный вирусом Н5N1, так же, как готовились бы работать во время обычной ежегодной эпидемии. Причем, как врач, я в этих случаях всегда делаю акцент не на противовирусные средства и уж тем более не на антибиотики, а на терапию, основанную на биологических способах, которые рассчитаны на саморегуляцию и позволяют сделать организм человека более крепким, устойчивым. Вообще, главная задача, которую поставила перед нами эта история с птичьим гриппом, такова: необходимо вернуться к осмыслению понятия "здоровье человека", хорошо ли мы его формируем и сохраняем. Пока не осмыслим, так и будем жить от вспышки к вспышке.
МОЖНО ЛИ ЕСТЬ КУРЯТИНУ?
Наталья ТОЛОКОНСКАЯ так оценивает сегодняшние действия ветеринарной службы:
- Появились сообщения, что ужесточен санитарный контроль за птицей, поступающей в продажу. Бесспорно, контроль нужен. Но какой? Если посмотреть курице в глаза, нельзя определить, есть в ней вирус гриппа или нет. Даже если и есть, бог с ним, пусть будет. При тепловой обработке вирус погибает, а сырой курицу никто не ест. Главное не в том, чтобы птица на рынок поступала стерильная (этого не может быть в принципе: даже в здоровой курице, как и в человеке, большая масса микрофлоры), а чтобы она была свежая. Люди должны жить так, как жили прежде: спокойно, без страха, разводить птицу, покупать ее. Однозначно - угрозы от употребления в пищу мяса птицы и яиц нет никакой.