Вот мы месяц пожили с моим 8-м в "Илиаде" (или близ неё). Много или мало? Целая одна восьмая учебного года. Всего-то восемь уроков. Много? Мало? Не разберешь.
Удалось ли что? Почти все научились писать два Л в слове Ахилл и одно Л в Илиада - но есть, кто так и не. Произносят почти без запинки разные трудные слова: гекзаметр, Агамемнон, лилейнораменная Андромаха. Помнят, кто убил Патрокла, а кто его убийцу. Сочувствуют, впрочем, как и я, не Ахиллу, а Гектору, хотя иногда и кривят губы: "Тоже бывает хвастлив и неприятен". Журят меня, что спутал тут данайцев с троянцами. Помнят, что Приама убили и Елену похитили вне рамок "Илиады" и что миф и гомеровский эпос не равны. Кое-кто прочел и "Одиссею". Уверяют, что никогда бы не приняли за Гомера шиллеровских "Гектора с Андромахой" в переводе Тютчева - слишком тут всё быстро мелькает, где гомеровская неспешность, да и гекзаметр где? Прочли по ходу дела античные стихи Мандельштама, Кушнера, Кукина, Калашникова и долго спорили о том, что значит "виноград как старинная битва живет": то ли курчавится виноградник как битва, вид сверху, то ли похож дикий виноград, обвивающий стены, на штурмующих крепость людей, то ли это битва виноградной лозы с каменистой почвой и битва человека за виноград. Знают, чем цезура отличается от цензуры и кто такой сикофант - но, подозреваю, не все знают. Рассуждают о том, что такое "шеломом блистающий Гектор" - эпитет, перифраз или инверсия. Еще проводили баттл между Гомером и его критиком Дионом Златоустом и под это дело подробно разобрали кусок из "Занимательной Греции" Гаспарова. Еще выбрали себе проекты: кто русскую сказку гекзаметром пишет, кто артбук античненько делает, кто набор гифок и смайликов на гомеровскую тему, кто кусок "Илиады" ставит, а кто будет в каникулы в Армении снимать ролик об армянских мифах и древностях.
Понравилась ли им Илиада? Вряд ли, хотя пишут, что да. Прочли ли они ее? В основном, фрагменты и пересказ, но кто-то и целиком. Было ли интересно на уроках? Хрен поймешь.
А впереди Слово о полку... Еще одна битва в пути.