Нашла одна из приемных, делюсь с вами:
Вот нашла у наших российских друзей. Надеюсь не обидятся что скопировала.
Распечатайте и подарите педагогам в детском саду или в школе
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
Уважаемые педагоги!
Последнее время всё больше и больше стало создаваться приёмных семей. И это не может не радовать. Всё больше детей обретают единственный шанс адаптироваться в нашем обществе.
Все дети одинаковые, все проходят свой путь развития, известный Вам по курсам педагогики и психологии в институтах. Но дети, начавшие свой путь не с чистой колыбельки, ни с любящими родственниками, готовыми всегда простить и понять, имеют особый путь развития. К ним нельзя подходить общими понятиями.
Понимая вашу загруженность, мы решили в компактной форме сформулировать основные особенности детей, имеющие опыт утраты родной семьи. Мы твёрдо уверенны, что эти знания помогут вам разобраться в каждом конкретном случае. Педагоги, психологи и родители (пусть даже и приёмные) должны двигаться вместе в одном направлении, чтобы каждый маленький человечек смог найти «достойное место под солнцем» и стать настоящим гражданином нашей огромной страны.
Особенности приёмных детей:
1. Размытая привязанность.
Нет разделения «свой-чужой», любого взрослого воспринимает, как своего. Возможно состояние «меня окружают только враги».
2. Расстройство пищевого поведения.
Возможны разные варианты: не чувствует насыщения; не может отказаться от предлагаемой еды, даже когда сыт; демонстративно отказывается от еды. Возможно не сформирован навык жевания. Может запасаться едой впрок. Испытывает привязанность к определённому виду продуктов (хлеб, «Доширак»).
3. Повышенная тревожность.
Может бояться: собак, мужчин, громкого звука, наказания, крика, толпы, веника, душа и др. Расстройство засыпания. Тревожный сон: говорение, лунатизм.
4. Нарушение в эмоционально-волевой сфере.
- Имеет примитивные эмоции (гнев, страх), нет, к примеру, сопереживания, сострадания. Зажатая мимика. Не может правильно распознавать и проявлять эмоции людей (люблю-не люблю, комфортно – не комфортно, радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление, страдание, стыд, презрение). Иногда возможна диаметрально противоположная реакция, например, на ласку в ответ выдаёт агрессию. Может просто не знать, какую эмоцию надо проявлять в каждой конкретной ситуации. Гиперактивность.
- Требуется дополнительное объяснение всех поступков окружающих людей «малыш отходит от тебя, потому что он думает, что ты…» или разборка поступков литературных героев типа «Герда пошла искать Кая, потому что она его…». А также у ребёнка может возникнуть нестандартные вопросы типа « А почему мачеха плохо относилась к Золушке?».
- Не может управлять своими эмоциями, чувствами, действиями. От этого может иметь неадекватное поведение. Хочет дружить со сверстниками, но не знает, как это делается. Бывает не контактен с другими детьми, или, наоборот, навязчив.
- «Ходит в маске». Умело замаскировывает свой истинный характер.
- Может не различать «тепло-холодно», «больно-не больно», «хочу в туалет». Все эти состояния может объяснять одинаково, например, « живот болит».
- Может проявлять немотивированную агрессию на окружающих.
- Тотальное фантазирование, особенно из своей прошлой и настоящей жизни. Часто с целью давления на жалость слушающего. Но в большей части совершенно безвредное и не для какой-либо выгоды.
- Может без разрешения брать чужие вещи.
- Повышенная истеричность, чтобы манипулировать взрослыми. Требует повышенное внимание со стороны окружающих.
- Возможны симптомы истощения нервной системы: плаксивость, апатия, рассеянность, усталость, сонливость.
- Применяет процесс самоуспокоения: раскачивается на ногах, на стуле, сосёт палец.
- Низкая критичность к собственным вещам, одежде. Не любит своё тело.
5. Задержка развития речи, памяти и других познавательных процессов.
Слабый запас слов и не умение строить словесно-логическое предложение, даже в подростковом возрасте. Не может чётко высказать свои желания (сказать «нет!», когда что-то не нравится или, наоборот, сказать «да»), не может правильно объяснить свои мысли, мотивацию собственных поступков. Высказывания односложные: «всё нормально», «я забыл».
6. Агрессия, направленная на себя.
Может относиться к себе, как плохому. Не любит себя, отрицает себя как личность. Испытывает чувство вины «всё что со мной произошло – из-за того, что я что-то неправильно сделал, если бы я всё правильно сделал, то этого не случилось бы». Грызёт ногти, наносит удары себе. Комплекс неполноценности, который выражается даже в походке. Возможно бесстрашное поведение, провоцирование несчастного случая.
Вовсе не обязательно, что у каждого приёмного ребёнка будет проглядываться всё из перечисленных особенностей. Наличие того или иного отклонения может варьироваться от глубины психологической травмы, полученной и в родной семье (если она вообще была в его раннем детстве!) и в сиротском учреждении (имеет значение возраст ребёнка при изъятии из родной семьи и время пребывания в детском доме). Также огромную роль играет темперамент ребёнка, его психологическая «живучесть».
Реабилитировать такого ребёнка непростая задача. Требуется повышенная внимательность и наблюдательность. Такого ребёнка нельзя выделять от других детей ни излишней жалостью к нему, не излишней строгостью, но, работая с ним, следует помнить об особенностях его поведения и развития. Любой педагог, к которому пришёл приёмный ребёнок, имеет возможность оттачивать своё педагогическое мастерство, а также наглядно испытывать радость от значимости своего нелёгкого труда!
Для лучшего взаимопонимания с приёмной семьёй следует учитывать, что все члены приёмной семьи в той или иной степени испытывают повышенную нервозность, могут излишне драматизировать события, связанные с приёмным ребёнком, или наоборот недооценивать их. Тем более, что многие из них не имеют педагогического, психологического или медицинского образования. Приёмная семья испытывает большое давление и со стороны ближайшего окружения, и со стороны государственных органов, и со стороны медицинских работников. Приёмные родители также проживают все тяготы профессионального выгорания. И семья может распасться.
НО ВСЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ ТОЛЬКО В СЕМЬЕ!
Надо помнить всегда, что странности в поведении приёмного ребёнка не его вина, а его беда. И кто как не мы, новоиспеченные их папы и мамы, и вы, их педагоги и наставники, должны им помочь разобраться в своём мироощущении, в своих пока детских горестях и радостях.
И если свои усилия объединят и приёмные родители и педагоги, окружающие ребёнка и в детском саду и в школе, то многое можно преодолеть практически без последствий.
И тогда счастливых людей в России станет значительно больше!
Рекомендации учителям для работы с приемными детьми:
В ваши руки попадают приемные детки разного возраста, с разными диагнозами, с разными историям за спиной, изменениями психики и восприятия, несформировавшейся эмоциональностью, неразвитыми вниманием и памятью, но всех их объединяет наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в школе.
— старайтесь работу с таким ребенком строить индивидуально, оптимальное место в классе для опекаемого ребенка — первая- вторая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.
— предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения. Выполняя задание, эти дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу.
— направляйте энергию ребенка в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.
— спокойнее относитесь к движениям ребенка (он может теребить предметы, дергать или постукивать ногой и т.п.), не принуждайте его сидеть спокойно, с помощью двигательной активности он оптимизирует работу мозга. Наоборот, помогите ребенку найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим.
— избегайте завышенных или заниженных требований к такому ученику;
— давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
— большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
— не давайте сложных, многоуровневых инструкций, приемный ребенок, в первые месяцы и даже годы жизни в семье, как правило, способен удержать в памяти и внимании только одно-два действия.
— для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства — планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.
— создавайте ситуации, в которых ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
— научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
— когда ребенок отвлекся на уроке, подойдите и, говоря задание, легко коснитесь его плеча или руки, при постоянном применении этого приема Вы можете выработать у ребенка рефлекс сосредоточения внимания.
— старайтесь игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;
— если Вы видите, что ребенок сильно устал и не воспринимает информацию – не призывайте его «проснуться», наоборот позвольте немного отдохнуть, а потом повторите ему задание индивидуально.
— обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
— регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
— помните, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
— не забывайте, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
— придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка. Приемные дети более других нуждаются в похвале.
А теперь самое главное. Как бы не досадил Вам ребенок, что бы он ни сделал, вы должны четко знать, что не при каких условиях нельзя: УНИЖАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО РЕБЕНКА, что проявляется в оскорблениях, нарочитом, негативном выделении ребенка на фоне других детей, постоянных наказаниях, в уничижительном сравнении его со сверстниками, постоянном психологическом давлении на ребенка с целью подчинить своей воле.
Нашла первоисточник - http://www.ocszs.ru/index.php/191-priemnyj-rebenok-i-shkola
А вот автор, судя по всему - http://v7u.org/viewtopic.php?f=4&t=1528&hilit=памятка для педагогов=
Вот нашла у наших российских друзей. Надеюсь не обидятся что скопировала.
Распечатайте и подарите педагогам в детском саду или в школе
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
Уважаемые педагоги!
Последнее время всё больше и больше стало создаваться приёмных семей. И это не может не радовать. Всё больше детей обретают единственный шанс адаптироваться в нашем обществе.
Все дети одинаковые, все проходят свой путь развития, известный Вам по курсам педагогики и психологии в институтах. Но дети, начавшие свой путь не с чистой колыбельки, ни с любящими родственниками, готовыми всегда простить и понять, имеют особый путь развития. К ним нельзя подходить общими понятиями.
Понимая вашу загруженность, мы решили в компактной форме сформулировать основные особенности детей, имеющие опыт утраты родной семьи. Мы твёрдо уверенны, что эти знания помогут вам разобраться в каждом конкретном случае. Педагоги, психологи и родители (пусть даже и приёмные) должны двигаться вместе в одном направлении, чтобы каждый маленький человечек смог найти «достойное место под солнцем» и стать настоящим гражданином нашей огромной страны.
Особенности приёмных детей:
1. Размытая привязанность.
Нет разделения «свой-чужой», любого взрослого воспринимает, как своего. Возможно состояние «меня окружают только враги».
2. Расстройство пищевого поведения.
Возможны разные варианты: не чувствует насыщения; не может отказаться от предлагаемой еды, даже когда сыт; демонстративно отказывается от еды. Возможно не сформирован навык жевания. Может запасаться едой впрок. Испытывает привязанность к определённому виду продуктов (хлеб, «Доширак»).
3. Повышенная тревожность.
Может бояться: собак, мужчин, громкого звука, наказания, крика, толпы, веника, душа и др. Расстройство засыпания. Тревожный сон: говорение, лунатизм.
4. Нарушение в эмоционально-волевой сфере.
- Имеет примитивные эмоции (гнев, страх), нет, к примеру, сопереживания, сострадания. Зажатая мимика. Не может правильно распознавать и проявлять эмоции людей (люблю-не люблю, комфортно – не комфортно, радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление, страдание, стыд, презрение). Иногда возможна диаметрально противоположная реакция, например, на ласку в ответ выдаёт агрессию. Может просто не знать, какую эмоцию надо проявлять в каждой конкретной ситуации. Гиперактивность.
- Требуется дополнительное объяснение всех поступков окружающих людей «малыш отходит от тебя, потому что он думает, что ты…» или разборка поступков литературных героев типа «Герда пошла искать Кая, потому что она его…». А также у ребёнка может возникнуть нестандартные вопросы типа « А почему мачеха плохо относилась к Золушке?».
- Не может управлять своими эмоциями, чувствами, действиями. От этого может иметь неадекватное поведение. Хочет дружить со сверстниками, но не знает, как это делается. Бывает не контактен с другими детьми, или, наоборот, навязчив.
- «Ходит в маске». Умело замаскировывает свой истинный характер.
- Может не различать «тепло-холодно», «больно-не больно», «хочу в туалет». Все эти состояния может объяснять одинаково, например, « живот болит».
- Может проявлять немотивированную агрессию на окружающих.
- Тотальное фантазирование, особенно из своей прошлой и настоящей жизни. Часто с целью давления на жалость слушающего. Но в большей части совершенно безвредное и не для какой-либо выгоды.
- Может без разрешения брать чужие вещи.
- Повышенная истеричность, чтобы манипулировать взрослыми. Требует повышенное внимание со стороны окружающих.
- Возможны симптомы истощения нервной системы: плаксивость, апатия, рассеянность, усталость, сонливость.
- Применяет процесс самоуспокоения: раскачивается на ногах, на стуле, сосёт палец.
- Низкая критичность к собственным вещам, одежде. Не любит своё тело.
5. Задержка развития речи, памяти и других познавательных процессов.
Слабый запас слов и не умение строить словесно-логическое предложение, даже в подростковом возрасте. Не может чётко высказать свои желания (сказать «нет!», когда что-то не нравится или, наоборот, сказать «да»), не может правильно объяснить свои мысли, мотивацию собственных поступков. Высказывания односложные: «всё нормально», «я забыл».
6. Агрессия, направленная на себя.
Может относиться к себе, как плохому. Не любит себя, отрицает себя как личность. Испытывает чувство вины «всё что со мной произошло – из-за того, что я что-то неправильно сделал, если бы я всё правильно сделал, то этого не случилось бы». Грызёт ногти, наносит удары себе. Комплекс неполноценности, который выражается даже в походке. Возможно бесстрашное поведение, провоцирование несчастного случая.
Вовсе не обязательно, что у каждого приёмного ребёнка будет проглядываться всё из перечисленных особенностей. Наличие того или иного отклонения может варьироваться от глубины психологической травмы, полученной и в родной семье (если она вообще была в его раннем детстве!) и в сиротском учреждении (имеет значение возраст ребёнка при изъятии из родной семьи и время пребывания в детском доме). Также огромную роль играет темперамент ребёнка, его психологическая «живучесть».
Реабилитировать такого ребёнка непростая задача. Требуется повышенная внимательность и наблюдательность. Такого ребёнка нельзя выделять от других детей ни излишней жалостью к нему, не излишней строгостью, но, работая с ним, следует помнить об особенностях его поведения и развития. Любой педагог, к которому пришёл приёмный ребёнок, имеет возможность оттачивать своё педагогическое мастерство, а также наглядно испытывать радость от значимости своего нелёгкого труда!
Для лучшего взаимопонимания с приёмной семьёй следует учитывать, что все члены приёмной семьи в той или иной степени испытывают повышенную нервозность, могут излишне драматизировать события, связанные с приёмным ребёнком, или наоборот недооценивать их. Тем более, что многие из них не имеют педагогического, психологического или медицинского образования. Приёмная семья испытывает большое давление и со стороны ближайшего окружения, и со стороны государственных органов, и со стороны медицинских работников. Приёмные родители также проживают все тяготы профессионального выгорания. И семья может распасться.
НО ВСЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ ТОЛЬКО В СЕМЬЕ!
Надо помнить всегда, что странности в поведении приёмного ребёнка не его вина, а его беда. И кто как не мы, новоиспеченные их папы и мамы, и вы, их педагоги и наставники, должны им помочь разобраться в своём мироощущении, в своих пока детских горестях и радостях.
И если свои усилия объединят и приёмные родители и педагоги, окружающие ребёнка и в детском саду и в школе, то многое можно преодолеть практически без последствий.
И тогда счастливых людей в России станет значительно больше!
Рекомендации учителям для работы с приемными детьми:
В ваши руки попадают приемные детки разного возраста, с разными диагнозами, с разными историям за спиной, изменениями психики и восприятия, несформировавшейся эмоциональностью, неразвитыми вниманием и памятью, но всех их объединяет наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в школе.
— старайтесь работу с таким ребенком строить индивидуально, оптимальное место в классе для опекаемого ребенка — первая- вторая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.
— предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения. Выполняя задание, эти дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу.
— направляйте энергию ребенка в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.
— спокойнее относитесь к движениям ребенка (он может теребить предметы, дергать или постукивать ногой и т.п.), не принуждайте его сидеть спокойно, с помощью двигательной активности он оптимизирует работу мозга. Наоборот, помогите ребенку найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим.
— избегайте завышенных или заниженных требований к такому ученику;
— давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
— большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
— не давайте сложных, многоуровневых инструкций, приемный ребенок, в первые месяцы и даже годы жизни в семье, как правило, способен удержать в памяти и внимании только одно-два действия.
— для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства — планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.
— создавайте ситуации, в которых ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
— научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
— когда ребенок отвлекся на уроке, подойдите и, говоря задание, легко коснитесь его плеча или руки, при постоянном применении этого приема Вы можете выработать у ребенка рефлекс сосредоточения внимания.
— старайтесь игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;
— если Вы видите, что ребенок сильно устал и не воспринимает информацию – не призывайте его «проснуться», наоборот позвольте немного отдохнуть, а потом повторите ему задание индивидуально.
— обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
— регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
— помните, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
— не забывайте, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
— придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка. Приемные дети более других нуждаются в похвале.
А теперь самое главное. Как бы не досадил Вам ребенок, что бы он ни сделал, вы должны четко знать, что не при каких условиях нельзя: УНИЖАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО РЕБЕНКА, что проявляется в оскорблениях, нарочитом, негативном выделении ребенка на фоне других детей, постоянных наказаниях, в уничижительном сравнении его со сверстниками, постоянном психологическом давлении на ребенка с целью подчинить своей воле.
Нашла первоисточник - http://www.ocszs.ru/index.php/191-priemnyj-rebenok-i-shkola
А вот автор, судя по всему - http://v7u.org/viewtopic.php?f=4&t=1528&hilit=памятка для педагогов=