Очень давно я присматривалась к записям российских танцовщиц и никак не могла понять, чего же мне в них недостает. Вроде все на месте, а все не то, еда без соли, чего-то нет.
Темперамента? Да вроде есть и с темпераментом... Чувства юмора? Да, пожалуй, но есть и что-то еще. Тепла? Вот это уже совсем близко. Они какие-то все очень холодные по нашим местным меркам. Не сексуально, а душевно холодные.
А вчера, после урока у русской учительницы, наконец-то меня озарило: расслабленности! Вот этой самой теплой женской мягкости, которая может появиться только в расслабленном состоянии.
И это, как мне кажется, закладывается уже самим преподаванием. Все учительницы, у которых я бывала до сих пор, пытались более или менее успешно создать атмосферу геникея, некого защищенного пространства, доступного только для женщин, в котором женщина может восстановиться, расслабиться, расплыться, не думать о том, как она выглядит, а просто жить своим телом. Везде первые уроки начинались с того, что этот танец основан на расслаблении как мышц, так и души.
Вчера я пыталась сравнить стиль преподавания и была очень удивлена - никак не могла понять, что же мне мешает в такой, казалось бы, техничной учительнице (а мне так хотелось техники!). После целого дня размышлений на эту тему я пришла к выводу, что мешала, видимо, ее собственная закрытость и напряженность. Это был не геникей, а спортзал. Она этот танец преподает так, как можно было бы преподавать классический балет.
Но в том-то и дело, что это особенный танец, который отличается от классического балета сутью, а не формой.
А на мысли обо всем этом меня навела одна маленькая деталь в преподавании техники. Израильские учительницы всегда поощряют пользоваться весом тела, правильное перемещение которого, собственно, само по себе совершает значительную часть движения, а мышцы только помогают. При этом немудрено остаться расслабленной и спокойной.
На вчерашнем уроке о весе не было сказано ни слова, зато о сокращении мышц - немало. Все, что должно двигаться за счет игры весом, двигается при таком обучении за счет мускулатуры. Неудивительно, что геникей превращается в спортзал.
В общем, прав процитированный выше танцовщик. Чтобы танцевать восточный танец, надо побывать на Востоке. И не просто заскочить, а хорошенько пожить этой жизнью, в которой люди ставят стулья у двери дома и часами сидят, глядя на прохожих, в которой никто и никогда не сделает лишнего движения, если оно не нужно позарез, а всем правит тепло, солнце и душевная щедрость. И не откладывают на завтра то, что можно отложить на послезавтра.
http://xenia-mikhailov.livejournal.com/249287.html#cutid1
Мне показалось интересным..
http://xenia-mikhailov.livejournal.com/395635.html
Физиология восточного танца, или Как не сломать спину.