Есть основания предполагать, что хуже всего пришлось студентам с высокой успеваемостью, поскольку такие люди, как правило, труднее адаптируются в условиях жёстких межличностных отношений[22]. Известны случаи самоубийств сильных студентов, оказавшихся «под прессом военной машины»[14], для многих пребывание в ВС становилось вычеркнутым из жизни периодом унижений[23].
Воспитательная функция армии, полезная для некоторой части призывников, применительно к студентам неактуальна: они и так были сравнительно организованными, законопослушными гражданами. На них служба нередко оказывала, наоборот, негативное влияние:
Вернулся домой другим человеком — «свинья свиньёй», по маминой характеристике.
— Дмитрий Климов (студент журфака МГУ, уволенный со срочной службы в рядах ВМФ в июне 1989 года)[14].
Особые сложности именно у студента возникали после демобилизации и сводились к следующему:
-утрата знаний и обучаемости после перерыва[9][24], студенты, особенно естественнонаучных факультетов, оказывались отброшенными по уровню на несколько лет назад. Многие возвращавшиеся осенью продлевали академотпуск, так как вообще не могли сразу воспринимать материал, из-за чего с 1986 года студентов стали призывать только в июне. Самые серьёзные проблемы в учёбе возникали после службы в Афганистане (почти у 90 % студентов-«афганцев»)[25];
-«сдвиг по возрасту». Перенос старта трудовой деятельности в условиях нараставшей социально-политической нестабильности усугубил для студентов проблему профессионального и личного становления, характерную для представителей поколения середины-конца 1960-х. Кроме того, при трудоустройстве специалистов на разных уровнях приняты возрастные рубежи, подобные рубежи действуют при присуждении грантов, например в науке (и переросток оказывается в проигрышном положении на всех ступенях);
-восприятие как человека второго сорта. Многие россияне не знают или не помнят, что студентов когда-либо призывали, а в ряде справочных источников по истории призыва в СССР[10] на данную тему нет ни слова. Поэтому факт срочной службы в биографии специалиста рассматривается как нечто подозрительное[26].
Как все это чудесно. И как же тупо повторять нелепости...