Мне очень нравится Ледлофф.
Но и в этой статье много правильного, ИМХО:
http://www.ourbaby.ru/articles/article.aspx?id=304
"Жан Ледлофф прожила несколько лет в индейском племени и поделилась с просвещённым миром своими мыслями и наблюдениями (Ледлофф Ж. "Как вырастить ребенка счастливым". М.: Генезис, 2002). Чем же привлекла столь ярая сторонница "ручного воспитания" многих европейцев и американцев? Что "такого" высказала автор, что уже не одно десятилетие собирает вокруг себя последователей и почитателей?
Чем хороши идеи, высказанные автором книги? Давайте подумаем вместе, что мы можем использовать в своей жизни, а что стоит сто раз примерить к себе и своему ребенку, прежде чем начать претворять в жизнь задуманное.
"Развитие человека - цепь событий, отвечающих заложенным в нем ожиданиям, которые были сформированы ранее у предков"
Ключевой вопрос книги заложен именно в этой фразе. Высказывая свою теорию врожденных ожиданий, Ледлофф говорит о том, что неподкрепленные ожидания искажают развитие. Так, любой ребенок ждет любви и ласки на материнских руках, и только если это осуществляется, он вырастает счастливым и спокойным.
С первой частью высказывания спорить трудно. В детских домах дети перестают ждать и звать довольно рано. Они разучаются просить и "говорить" о своих потребностях. Но вот справедливо ли высказывание о том, что неправильно ведущий себя ребенок - это ребенок, ожидания которого не исполнились?
Ужасны и трагичны описания автором плачущих детей. Наверное, не одна мама впала в ступор, прочитав эти строки. Картины развития ребенка в первые месяцы жизни подчас напоминают описания пыток в концентрационных лагерях. В этом месте необходимо заметить, что у самой Ледлофф не было детей. И она, вероятно, говорит в большинстве случаев о тех детях, которых она лечила... То есть о семьях, которые пришли к доктору с некоторой проблемой.
Автор видит корень зла в недостаточном ношении ребенка на руках. Но, во-первых, описываемые Ледлофф "плохие манеры" говорят скорее о внутрисемейных проблемах, а во-вторых, об эмоционально холодных матерях. Жилищные, материальные проблемы не могут не накладывать отпечаток на состояние матери. И на наш взгляд, если уставшая мама будет круглосуточно носить ребенка на руках, то "оздоровительный" эффект таких мероприятий будет минимальным.
Очень импонирует взгляд автора на экстремальные виды спорта и "жизнь на грани". "Сколько людей тратят всю жизнь в поиске доказательств своего существования... они пытаются подойти как можно ближе к грани между жизнью и смертью".
Защищенный ребенок, подрастая, не станет рисковать жизнью, не будет вымогать любовь всеми известными способами, привлекая внимание разбитой посудой или порезанными венами. Но и не таская круглосуточно младенца на руках, мудрая и теплая мама может взрастить в собственной дочке или сыне чувство доверия к миру. Для этого достаточно с первых дней жизни малыша просто общаться с ним. Смотреть в глаза, разговаривать, показывать мир, объясняя и комментируя события.
Ледлофф пишет о том, что если ребенка носят на руках всё время, то изменение положения маминого тела в пространстве достаточно для развития вестибулярного аппарата малыша. Но городская мама перемещается по ровному полу или асфальту, не лазает по горам и деревьям, не ходит по качающимся мостикам. Так что постоянное ношение ребенка на себе не гарантирует нормального развития, этого просто недостаточно. Так что нашего городского современника мы советуем как можно раньше выкладывать на широкий диван или лучше на пол (на ковер) - из соображений безопасности и для реализации врожденного двигательного потенциала.
Еще один смущающий момент. У мамы-индианки постоянно есть помощники. Европейские и американские мамы живут отдельно от своих родителей, и далеко не у каждой есть средства для того, чтобы нанять помощника по хозяйству. Кроме того, ребенок екуана живет среди любящих родственников. В нашей среде не так часто встретишь нянь, которые с теплотой и вниманием относятся к своим воспитанникам.
Откуда же берется чувство врожденной безопасности, описанное Ледлофф? Ребенок екуана, которого таскали по горам и долам, действительно имеет хорошо разработанный вестибулярный аппарат. Так что нет ничего удивительного в том, что дети могут избегать травм и повреждений в обычной жизни. По нашему (отечественному) опыту, дети с правильным двигательным развитием, хорошим вестибулярным аппаратом спокойно залезают в труднодоступные места, не причиняя себе никакого вреда. Однако назвать это качество врожденным мы не решимся. Потому как дети, имеющие отклонения в развитии описанных выше необходимых движений, чаще получают травмы, чем те, кто правильно "созревал" на первом году жизни.
"Жизнь - череда удовлетворенных потребностей"
В книге Ледлофф описано общество, названное автором идеальным. Ребенок с рождения получает то, что хочет, слушая зов предков. Он научается расслабляться и получать желаемое без просьб и напоминаний. В этом автор видит залог счастливой жизни.
"Возьмите группу людей, обнесите ее забором, и они смогут достичь счастья", - один из отзывов об этой книге. Хотим ли мы счастья в изоляции или все-таки стараемся обрести гармонию в нашем шумном, реальном, бурлящем мире? Чем книжка может помочь в обретении активного спокойствия не в стаде людей, а в обществе человеков?
В общем-то, главную идею этой книги можно выразить как "не гоняйтесь за Великой Американской Мечтой, она того не стоит". И с этим нельзя не согласиться. Хотя рецепт счастья, предложенный автором, вызывает сомнения. И удовлетворение своих желаний - лишь один, но далеко не основной компонент счастья и гармонии."
Но и в этой статье много правильного, ИМХО:
http://www.ourbaby.ru/articles/article.aspx?id=304
"Жан Ледлофф прожила несколько лет в индейском племени и поделилась с просвещённым миром своими мыслями и наблюдениями (Ледлофф Ж. "Как вырастить ребенка счастливым". М.: Генезис, 2002). Чем же привлекла столь ярая сторонница "ручного воспитания" многих европейцев и американцев? Что "такого" высказала автор, что уже не одно десятилетие собирает вокруг себя последователей и почитателей?
Чем хороши идеи, высказанные автором книги? Давайте подумаем вместе, что мы можем использовать в своей жизни, а что стоит сто раз примерить к себе и своему ребенку, прежде чем начать претворять в жизнь задуманное.
"Развитие человека - цепь событий, отвечающих заложенным в нем ожиданиям, которые были сформированы ранее у предков"
Ключевой вопрос книги заложен именно в этой фразе. Высказывая свою теорию врожденных ожиданий, Ледлофф говорит о том, что неподкрепленные ожидания искажают развитие. Так, любой ребенок ждет любви и ласки на материнских руках, и только если это осуществляется, он вырастает счастливым и спокойным.
С первой частью высказывания спорить трудно. В детских домах дети перестают ждать и звать довольно рано. Они разучаются просить и "говорить" о своих потребностях. Но вот справедливо ли высказывание о том, что неправильно ведущий себя ребенок - это ребенок, ожидания которого не исполнились?
Ужасны и трагичны описания автором плачущих детей. Наверное, не одна мама впала в ступор, прочитав эти строки. Картины развития ребенка в первые месяцы жизни подчас напоминают описания пыток в концентрационных лагерях. В этом месте необходимо заметить, что у самой Ледлофф не было детей. И она, вероятно, говорит в большинстве случаев о тех детях, которых она лечила... То есть о семьях, которые пришли к доктору с некоторой проблемой.
Автор видит корень зла в недостаточном ношении ребенка на руках. Но, во-первых, описываемые Ледлофф "плохие манеры" говорят скорее о внутрисемейных проблемах, а во-вторых, об эмоционально холодных матерях. Жилищные, материальные проблемы не могут не накладывать отпечаток на состояние матери. И на наш взгляд, если уставшая мама будет круглосуточно носить ребенка на руках, то "оздоровительный" эффект таких мероприятий будет минимальным.
Очень импонирует взгляд автора на экстремальные виды спорта и "жизнь на грани". "Сколько людей тратят всю жизнь в поиске доказательств своего существования... они пытаются подойти как можно ближе к грани между жизнью и смертью".
Защищенный ребенок, подрастая, не станет рисковать жизнью, не будет вымогать любовь всеми известными способами, привлекая внимание разбитой посудой или порезанными венами. Но и не таская круглосуточно младенца на руках, мудрая и теплая мама может взрастить в собственной дочке или сыне чувство доверия к миру. Для этого достаточно с первых дней жизни малыша просто общаться с ним. Смотреть в глаза, разговаривать, показывать мир, объясняя и комментируя события.
Ледлофф пишет о том, что если ребенка носят на руках всё время, то изменение положения маминого тела в пространстве достаточно для развития вестибулярного аппарата малыша. Но городская мама перемещается по ровному полу или асфальту, не лазает по горам и деревьям, не ходит по качающимся мостикам. Так что постоянное ношение ребенка на себе не гарантирует нормального развития, этого просто недостаточно. Так что нашего городского современника мы советуем как можно раньше выкладывать на широкий диван или лучше на пол (на ковер) - из соображений безопасности и для реализации врожденного двигательного потенциала.
Еще один смущающий момент. У мамы-индианки постоянно есть помощники. Европейские и американские мамы живут отдельно от своих родителей, и далеко не у каждой есть средства для того, чтобы нанять помощника по хозяйству. Кроме того, ребенок екуана живет среди любящих родственников. В нашей среде не так часто встретишь нянь, которые с теплотой и вниманием относятся к своим воспитанникам.
Откуда же берется чувство врожденной безопасности, описанное Ледлофф? Ребенок екуана, которого таскали по горам и долам, действительно имеет хорошо разработанный вестибулярный аппарат. Так что нет ничего удивительного в том, что дети могут избегать травм и повреждений в обычной жизни. По нашему (отечественному) опыту, дети с правильным двигательным развитием, хорошим вестибулярным аппаратом спокойно залезают в труднодоступные места, не причиняя себе никакого вреда. Однако назвать это качество врожденным мы не решимся. Потому как дети, имеющие отклонения в развитии описанных выше необходимых движений, чаще получают травмы, чем те, кто правильно "созревал" на первом году жизни.
"Жизнь - череда удовлетворенных потребностей"
В книге Ледлофф описано общество, названное автором идеальным. Ребенок с рождения получает то, что хочет, слушая зов предков. Он научается расслабляться и получать желаемое без просьб и напоминаний. В этом автор видит залог счастливой жизни.
"Возьмите группу людей, обнесите ее забором, и они смогут достичь счастья", - один из отзывов об этой книге. Хотим ли мы счастья в изоляции или все-таки стараемся обрести гармонию в нашем шумном, реальном, бурлящем мире? Чем книжка может помочь в обретении активного спокойствия не в стаде людей, а в обществе человеков?
В общем-то, главную идею этой книги можно выразить как "не гоняйтесь за Великой Американской Мечтой, она того не стоит". И с этим нельзя не согласиться. Хотя рецепт счастья, предложенный автором, вызывает сомнения. И удовлетворение своих желаний - лишь один, но далеко не основной компонент счастья и гармонии."