Гленн Доман - всестороннее развитие ребенка
Вице-президент филадельфийского Института Развития Человеческого Потенциала (IAHP) Дуглас Доман заехал в Петербург по дороге в Москву. Его приезд организовало неформальное сообщество петербургских родителей детей с поражениями мозга с Littleone.ru. Проживание и услуги синхронных переводчиков оплатили частные благотворители.
Доман выступил 23 октября перед родителями детей с нарушениями с рассказом о том, как можно эффективно помочь своему ребенку. Вторая лекция о значении раннего интеллектуального стимулирования предназначалась для родителей здоровых детей.
"У новорожденного*ребенка потенциал больше чем проявил миру Леонардо да Винчи", - таково одно из основополагающих убеждений основателя IAHP Глена Домана. Другой постулат метода сформулирован американским архитектором Бакминстером Фуллером: "Все дети рождаются гениями, и мы тратим первые шесть лет своей жизни, делая их не гениями". Как пояснил Дуглас Доман, низкий интеллект является результатом плохой среды. Ребенка до 6 лет, пока активно развивается мозг, можно отлично развить физически, интеллектуально и социально. И это уже сложно сделать после шести.
В IAHP, который уже несколько десятилетий занимается лечением детей, страдающих различными нарушениями мозговой деятельности, разработаны уникальные методики помогающие детям страдающих задержкой развития, ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна, имеющим повреждения мозга. Они не только помогают восстановить нарушенные функции, но и зачастую, как бы это ни казалось невероятным, обогнать в физическом и интеллектуальном развитии своих здоровых сверстников.
Разработки*института опираются на положение, что лечить нужно поврежденный мозг, а не тело, он является первопричиной. Физические нарушения – лишь следствие повреждений мозга. Через здоровые участки мозга воздействуют на поврежденные посредством аудио, визуальной и тактильной стимуляции. При этом занятия проходят в радостной и занимательной форме, без переутомления и перенапряжения. Родителям отводится особая роль - они являются основным источником помощи ребенку, тренерами и учителями. Для каждой семьи разрабатывается собственная программа реабилитации, так как каждый ребенок индивидуален, как и сочетание его проблем.
Огромное*значение придается физическому развитию, которое тесно связано с интеллектом. При активном движении развивается дыхательная функция, и как следствие улучшается работа тех участков мозга, которые отвечают за эти участки тела. Поэтому ребенку предоставляют максимальную свободу движений, организуя безопасное пространство и создав несложные технические приспособления, такие как горка и лестница.
Методика*имеет как множество сторонников, так и противников. Это неудивительно, поначалу с этим сталкиваются все выдающиеся идеи, которые опровергают общепринятые нормы. Несмотря на критику все больше родителей убеждается на практике в том, что методика приносит результаты. В институт Доманов родители привозят детей со всего мира. С 1998 года по 2010 год программу интенсивной терапии прошли 2364 человека с повреждениями мозга. Из них: 278 человек были слепы и 236 (85%) – стали видеть, 121 не слышали – 109 (90%) впервые услышали; 454 не ходили – 230 (51%), впервые пошли без посторонней помощи; 1083 не говорили – 472 (44%) впервые заговорили; 1299 не читали – 1274 (98%) начали читать и т.д.. Лишь 7% пациентов имеют незначительные улучшения.
На лекции*выступила мама из Петербурга, от дочери которой фактически отказались все отечественные специалисты. Впервые она приехала в институт в США прослушать курс лекций для родителей 2 года назад, когда Виктории было 3,5 года. Через полгода она поехала туда вновь уже с дочерью. За 2 дня ребенку обследовали мозг, а затем дали подробные рекомендации различные специалисты по занятиям. "За три года было перепробовано много методик, они давали какой-то результат, но настал момент когда мы перестали его получать. Несмотря на то, что дочка могла только немного шевелить руками и ногами, больше всего нас беспокоило ее интеллектуальное развитие, она ни на кого не реагировала. Было такое ощущение, что она не понимает ничего", - рассказывает Юлия. - За два года у нас много побед – она стала гораздо лучше видеть, начала двигаться, стоять держась за лестницу, научилась читать, решать примеры по химии, но главная победа для нашей семьи – мы научились общаться".
Система, разработанная для больных детей, оказалась полезной и для здоровых. Подтверждением являются не только четверо уже выросших детей Дугласа, но и многочисленные примеры в разных странах. Дети 2-4 лет читают, осваивают математику, становятся настоящими эрудитами с энциклопедическими знаниями. При этом они прекрасно развиты физически - хорошо плавают, бегают, лазают. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называет их "дети Возрождения".
Некоторые*родители выразили опасения, что при таком уровне развития детям будет скучно в обычной школе. На что Дуглас Доман резонно ответил, что не стоит ориентироваться на систему. "Стоит ли удерживать своего ребенка от развития, если система не может его предоставить?", - сказал он. Доман за домашнее обучение.**По его мнению, это право необходимо сохранить для здоровых детей. В некоторых странах оно уже утрачено, например, в Германии.
"Вопрос*социализации важен, но не так как нам это преподносят. В 40-е годы для учителей в Америке серьезной проблемой была жевательная резинка – все дети поголовно ее жевали, сейчас курят марихуану и занимаются сексом. Неизвестно что больше принесет общеобразовательная школа – пользы или негатива", - подчеркивает врач.
Что касается*детей с нарушениями, то в этом случает детям еще более показано обучение на дому. "Ребенок должен расти с ощущением победителя, и такое окружение может создать только семья и любящие родители. В окружающем мире вообще, и в школе в частности, он всегда будет неудачником, и сравнение будет не в его пользу", - объясняет Дуглас Доман и приводит пример ребенка с синдромом Дауна из Венеции, который никогда не посещал школу. Он поступил в университет и впоследствии стал профессором математики. Могло бы такое произойти, если бы он учился в обычной или коррекционной школе? Вряд ли. И таких примеров много.
"Дети*имеют потенциал, и все зависит от решимости родителей. Верьте в вашего ребенка, потому что вам нечего терять, а приобрести вы можете весь мир", - такими словами закончил Дуглас Доман свое выступление.
Обучать малыша прямо с пеленок или выждать время? Этот вопрос задают себе миллионы родителей. Одни уверены, что чем раньше начнешь занимать с ребенком, тем успешнее он будет. Другие - что такая нагрузка может лишь навредить.
Первый вопрос от ведущей: "Что же такое ранее? Какой это возраст - один месяц или уже один год? Как уже понять, что ребенок готов заниматься?"
"Начинать обучение детей нужно с самого рождения. Они могут развиваться интеллектуально и физически уже с первых дней жизни, - говорит вице-президент Института достижений человеческого потенциала, г. Филадельфия Даглас Доман. - Если подумать, то жизнь новорождённых достаточно скучна сама по себе. Они мало двигаются и много спят. Мы должны дать детям возможность ползать по полу, давать им больше пространства, развивать их зрение, слух, тактильные ощущения. Очень полезно учить их плавать с первых дней жизни. И это гораздо интереснее для малышей, чем ничего не делать".
Ведущая: "А такая нагрузка уже с первых дней жизни может повлиять на эмоциональное состояние ребенка, например, он будет капризничать или плохо спать? Как не перегрузить? Как правильно и сколько по времени заниматься?"
По словам Дагласа Домана, обучение должно быть в удовольствие, проходить весело, в процессе игры. "Любая методика раннего развития говорит: никогда не заставляйте и не давите на ребенка! Так вы только отобьёте охоту и заставите его ненавидеть то, чему хотели научить", - говорит эксперт.
На вопрос "А не получается ли так, что знания, которые ребенок получает в таком раннем возрасте, к тому моменту, когда они становятся ему нужными, уже забывает?", гость ответил, что очень важно, чтобы ребёнок использовал полученные знания. "Если он их не использует, он их забывает. Если вы, к примеру, рассказываете ему про динозавров, дайте ему поиграть в динозавров, используя ту информацию, которую дали", - советует он.
Ведущая: "В принципе получается, что важно не только то, что конкретно ребенок изучает, а то, что он учится учиться, и таким образом тренирует свой мозг?"
По словам эксперта, не существует такого понятия "тренировка мозга ребенка". "Мы не хотим их программировать, заставлять их думать или поступать, как мы. Нам нужно обеспечить их информацией, научить читать и считать, чтобы с этим багажом они развивались в том направлении, которое интересно им самим. И задача родителей - разглядеть эти интересы и поддержать их", - сказал вице-президент Института достижений человеческого потенциала.
Ведущая подняла такую тему, как физическое развитие ребенка.
"Мы рекомендуем, чтобы малыши проводили много времени на полу. Дайте им чистое, тёплое и безопасное пространство на полу, это будет для них лучший спортзал, - говорит Даглас Доман. - Детям нравится такая активность, они ползают и познают окружающий мир. Как правило, дети, которым дают больше свободы, раньше встают на ноги и начинают ходить. Ими движет познавательный интерес".
По словам эксперта, когда ребёнок подрастёт, можно заняться с ним бегом. "Это хорошо для дыхательной системы, для общего физического развития, и в дальнейшем позволит ему заниматься любым видом спорта, который он выберет. К тому же это не требует денежных затрат", - сказал Даглас Доман.
Ведущая: "Сейчас современные мамы и папы очень часто прямо с рождения приобщают детей, так сказать, к светскому образу жизни, берут с собой по магазинам, в кафе, чуть-чуть подросшие дети начинают ходить в кинотеатры. Как вы относитесь к такого рода раннему развитию и не вредит ли детям такого рода времяпрепровождение?"
"Для детей находиться в социуме вместе с родителями - это абсолютная необходимость! Они учатся у взрослых поведению в обществе. Так что это прекрасно и очень полезно, когда дети проводят много времени с родителями", - ответил гость.
Интервью с Дугласом Доманом на первом
http://www.1tv.ru/news/other/189523
еще ссылка на публикацию про семинар Домана в Питере:
http://dp.ru/100yrm/
Книги Домана,материалы по методике можно качать тут:
Гармоничное развитие ребенка- русская солянка из книг Домана, есть схемы физической программы. Оригинал книги по физическому развитию есть только на английском, за ним обращайтесь напрямую ко мне.
http://mirknig.com/knigi/dom_semya/1181241829-garmonichnoe-razvitie-rebenka.html
1."Что делать,если у вашего ребёнка повреждение мозга..." на русском языке
http://ifolder.ru/16245633
2. "What to do about your brain-injured child" ("Что делать,если у вашего ребёнка повреждение мозга..." на англ. языке
http://ifolder.ru/16245616
3. Брошюра "Путь к здоровью"
http://ifolder.ru/16245582
4. Книга "How smart is your baby?" на англ. языке
http://ifolder.ru/12945970
5. Книга "Насколько умён ваш малыш"("How smart is your baby?") на русском языке,перевод любительский(сайтовский) http://ifolder.ru/16245390 - это о развитии и точная методика для детей до года
6. Книга "Как научить своего малыша читать" перевод Калинина с оригинала.Другие переводы,что есть в интернете расходятся с англ. вариантом! http://ifolder.ru/16245526
7. Статьи про повреждение мозга на англ.языке,взято с сайта Институтов
http://www.iahp.org/ http://ifolder.ru/16245680
8. Доклад Домана "Нехирургический, прямонаправленный подход к лечению детей с серьёзными и тяжёлыми мозговыми травмами"
http://ifolder.ru/16245688
9. Профиль Развития
http://ifolder.ru/16245706
10. Книга Линды Скотсон "Доран"-опыт реабилитации по методике Домана
http://ifolder.ru/16245743
Книги "как учить энциклопедическим знаниям" и математике" не переведены, часть информации есть в книге " гармоничное развитие" и в книгах маниченко- домана, которые институт не рецензировал.