Я уже не помню, но в общем виде она звучит так. Я ее сохранила
[FONT="]Дополнительный свободный от работы день[/FONT]
[FONT="]>>>(статья 265)>>>[/FONT]
[FONT="]Статья 265 устанавливает одну из трудовых гарантий – дополнительные свободные от работы дни работающим по трудовому договору (контракту) матерям, у которых есть дети указанного в нем возраста. Цель этой гарантии – создать условия матерям для сочетания работы с обязанность заботиться о своих детях и воспитывать их. Эта цель достигается путем предоставления женщине дополнительного свободного времени за счет уменьшения продолжительности рабочего времени, при этом, как правило, без потери в заработке. Статья изложена довольно сложно, и сложность эта усугубляется тем, что она не является единственным регулятором права, условий и порядка предоставления предусмотренной в ней гарантии.[/FONT]
[FONT="]Применение ст. 265 возможно только с учетом Положения о порядке предоставления и оплаты свободного от работы дня в неделю матерям, воспитывающим троих и более детей или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, а также одиноким матерям, имеющим двоих и более детей такого же возраста, утвержденного постановлением Совета Министров от 27 мая 1997 г. № 593, с изменениями и дополнениями от 2 марта 1998 г. № 318 (далее Положение).[/FONT]
[FONT="]В ст. 265 предусмотрено два вида свободных от работы дней: предоставляемые ежемесячно (части 1 и 2) и еженедельно (части 1 и 3). Положение регулирует только еженедельные свободные от работы дни.[/FONT]
[FONT="]Право матерей на дополнительный свободный от работы день (далее – свободный день) дифференцируется в зависимости от числа детей и их возраста (до 16 и 18 лет). Особо выделены женщины, воспитывающие детей-инвалидов, и одинокие матери (ч. 3).[/FONT]
[FONT="]В ст. 265 предусмотрены разные источники оплаты свободных дней (средства государственного социального страхования, нанимателя, бюджетное финансирование), разные условия оплаты (установленные в коллективном договоре, Правительством и т.д.).[/FONT]
[FONT="]Если исходить из текста ст. 265, ее можно назвать даже чрезмерно щедрой на свободные дни. Так, по буквальному смыслу ч. 1 ст. 265 мать, воспитывающая ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, может претендовать на один свободный день каждую неделю и еще на один день ежемесячно с оплатой их в размере среднего заработка. На такое же количество свободных от работы дней могут претендовать согласно ч. 2 и 3 ст. 265 одинокие матери, воспитывающие двоих и более детей в возрасте до 16 лет.[/FONT]
[FONT="]Смысл ст. 265 принципиально меняет подзаконный акт – вышеназванное Положение. На основании п. 2 матери могут воспользоваться свободным днем в неделю, предусмотренным частями 1 и 3 ст. 265, только при условии, что они работали все дни недели (при пятидневке – 5, шестидневке – 6 рабочих дней) и отработали полную норму часов рабочей недели (40, 35 и др.). Следовательно, при работе неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, а также в тех случаях, если имел место простой производства либо на рабочую неделю пришелся праздничный нерабочий день, хотя бы один день отпуска с сохранением или без сохранения заработной платы, день временной нетрудоспособности (в том числе при уходе за больным ребенком), то свободный день в неделю не предоставляется.[/FONT]
[FONT="]В целом пункты 2 и 3 Положения содержат около десяти причин (условий), при наличии которых право на свободный день в неделю [/FONT]«[FONT="]улетучивается[/FONT]». [FONT="]Такова же участь свободных дней по двум разным основаниям, декларированным ст. 265, например, в ч. 1 (в месяц и в неделю), в частях 2 и 3. Так, если мать, воспитывающая ребенка-инвалида либо двоих детей в возрасте до 16 лет, воспользуется на основании ч. 1 или ч. 2 ст. 265 своим правом на один свободный день в месяц, она потеряет день на той неделе, на которую придется свободный день за месяц.[/FONT]
[FONT="]Таким образом, есть существенное расхождение между позициями, заложенными в ст. 265 и в Положении. Статья 265 была бы намного проще для понимания, если бы в ней предусматривались хотя бы основные ограничения, например недопустимость суммирования свободных дней, предоставляемых по разным правовым основаниям. Существенное расхождение между декларацией льгот и возможностью их получения вызывает на практике обиды и юридические казусы.[/FONT]
[FONT="]Положение, исходя из его названия и содержания, регулирует порядок предоставления и оплаты только свободных от работы дней недели. Значит, оно не имеет отношения к ежемесячным свободным дням, а потому на них не распространяются и ограничения, установленные в пунктах 2 и 3 Положения. Следовательно, матери, воспитывающей двоих и более детей в возрасте до 16 лет, по ее заявлению должны предоставляться ежемесячные свободные дни с оплатой в размере и на условиях, предусмотренных коллективным договором, даже тогда, когда она в данном месяце работала неполное рабочее время, или болела (сама или ее ребенок), или на данный месяц пришлись праздничные дни и т.д.[/FONT]
[FONT="]Если мать имеет право на свободный от работы день в неделю согласно ст. 265 и одновременно – в соответствии со статьями 207 и 215 Трудового кодекса (свободный от работы день для подготовки к занятиям) или ст. 10 Закона о приоритетном социально-культурном и экономическом развитии села и агропромышленного комплекса от 19 мая 1991 г. (свободный день в месяц женщинам, работающим в сельской местности непосредственно на производстве сельскохозяйственной продукции), то эти дни предоставляются по выбору женщины по одному из оснований (п. 6 Положения). Если женщина использует свободные дни по второму или третьему основанию, она утрачивает право на свободный день в неделю в силу п. 2 Положения (соответствующая рабочая неделя окажется неполной).[/FONT]
[FONT="]Если женщина, воспитывающая двоих и более детей в возрасте до 16 лет, имеет право на ежемесячный свободный день в соответствии с ч. 2 ст. 265 и ст. 10 Закона о приоритетном развитии села, речь идет не о выборе одного из оснований, а о суммировании обоих свободных дней в каждом месяце.[/FONT]
[FONT="]Ключевым в Положении является условие о том, что свободный день полагается матерям, имеющим право на него в соответствии со ст. 265, занятым на работе каждый день в течение полной 5- или 6-дневной рабочей недели, продолжительность которой определена в соответствии со ст. 112–114 Трудового кодекса. Из текста Положения следует, что для получения льготного дня необходимо, во-первых, отработать полную недельную норму рабочего времени; во-вторых, отработать все пять или шесть дней в зависимости от вида рабочей недели.[/FONT]
[FONT="]Первое условие обоснованно, второе же стало камнем преткновения. Именно оно главным образом создает проблемы на практике. Буквальное применение второго условия исключило из числа лиц, имеющих право в силу ст. 265 на свободный день в неделю, матерей, продолжительность ежедневной работы которых составляет 10 и более часов, а также женщин, которые трудятся в режиме суммированного учета рабочего времени, когда норма его продолжительности учитывается за месяц или другой учетный период, либо работают по четырехдневному трехсменному графику, графику со [/FONT]«[FONT="]скользящими[/FONT]» [FONT="]выходными днями и т.д. Такие графики работы имеют место в транспорте, строительстве, торговле, сельском хозяйстве, непрерывном производстве и т.д.[/FONT]
[FONT="]Мнение о том, что поскольку перечисленные работники получают целодневные отгулы, то, следовательно, у них больше свободных дней, является заблуждением. Нестандартные режимы работы просто перераспределяют время труда и отдыха. Но количество и того, и другого не меняется. Кроме того, отгул – не дополнительный выходной день и (согласно Трудовому кодексу) не вид отдыха, а возмещение неиспользованного работником свободного времени, компенсация переработки. Таким образом, у работников с нестандартным режимом работы в сравнении с теми, у кого пяти- или шестидневная рабочая неделя, нормативного свободного времени, включая время для ухода и воспитания детей, не больше, а нередко (фактически) даже меньше. Поэтому с точки зрения условий труда, баланса рабочего и свободного времени нет юридического и социального основания для предоставления льготного дня только матерям, работающим в режиме пяти- и шестидневной рабочей недели, как нет основания для лишения льгот тех, кто работает в нестандартном режиме.[/FONT]
[FONT="]В формулировке ч. 1 п. 2 Положения в условии [/FONT]«[FONT="]обязательность занятости каждый день в течение полной пяти- и шестидневной рабочей недели[/FONT]» [FONT="]термин [/FONT]«[FONT="]полная рабочая неделя[/FONT]» [FONT="]употреблен применительно к режиму, а не норме продолжительности рабочей недели. Юридически же значим здесь не режим, а норма часов рабочей недели, отработка именно ее. Поэтому неделю, в которой отрабатывается полная норма часов, например 40, не за 5, а, скажем, за 4 дня, с позиции меры труда нельзя считать неполной. В п. же 3 Положения говорится, что свободный день не предоставляется, если мать (отец, опекун) работает на условиях неполного рабочего времени. Следовательно, речь идет о неполной рабочей неделе как норме часов. Что же касается [/FONT]«[FONT="]каждого дня[/FONT]», [FONT="]то есть режима рабочей недели, то в стандартной рабочей неделе их 5 или 6, а в нестандартной – столько, сколько устанавливает график (распорядок) в течение недели либо другого учетного периода (месяца и т.д.). Существенно же выполнение нормальной продолжительности рабочего времени.[/FONT]
[FONT="]Речь идет не о расширении категории работников, имеющих право на свободный день. Гарантии работающим матерям, в частности, свободные дни – благо относительное. В нем есть не только позитивная, но и негативная сторона как для нанимателя, так и для работницы. Первое состоит в увеличении свободного времени, второе – в потере рабочего времени, расходах на оплату свободного дня, росте издержек производства, сложности с трудоустройством, осложнении отношений с нанимателем и т.д. Поэтому ограничение дополнительных свободных дней обоснованной мерой и разумными условиями необходимо. Дело в другом: при равной мере труда и отдыха право на свободный день должно быть тоже равным. Иной подход дискриминирует тех, кто работает в нестандартном режиме рабочего времени и времени отдыха.[/FONT]
[FONT="]В п. 3 Положения о порядке предоставления еженедельного свободного дня говорится следующее: [/FONT]«[FONT="]Свободный день предоставляется в любой по выбору день недели по заявлению на весь календарный рабочий год[/FONT]» ([FONT="]в процитированном тексте необходимо уточнение: под днем недели здесь подразумевается рабочий день, а слово [/FONT]«[FONT="]по заявлению[/FONT]» [FONT="]относится к работнику). Итак, Положение исходит из того, что свободный день работник выбирает из числа рабочих дней недели. Как быть, если выбраны, скажем, понедельник, вторник, среда либо четверг?[/FONT]
[FONT="]Может возникнуть следующая ситуация: свободным днем избран вторник, работница его использовала. А в четверг она не вышла на работу в связи с временной нетрудоспособностью, болезнью, либо четверг пришелся на нерабочий праздничный день. В таком случае согласно п. 3 Положения свободный день не полагается. Но он уже использован. Как быть? Зачет его в счет следующей недели, в которой есть все условия для получения этого дня, законодательством не предусмотрен. Подобные коллизии неизбежны, если свободный день предоставляется за календарную неделю, которая исчисляется, как известно, с понедельника.[/FONT]
[FONT="]Предпочтительнее, на наш взгляд, другой вариант: свободный день, независимо от того, на какой день недели он пришелся, нужно рассматривать как последний день рабочей недели. Например, работник и наниматель договорились о том, что свободным днем будет вторник. В таком случае вторник станет последним днем недели, за который предоставляется свободный день. Мать получит этот день при условии, что ею отработаны все предшествующие рабочие дни согласно графику. При пятидневке это среда, четверг, пятница (суббота и воскресенье как выходные исключаются) и понедельник. Итого – четыре рабочих дня, пятый свободный. Таким образом, каждый недельный отрезок можно считать учетным для предоставления свободного дня.[/FONT]
[FONT="]Предлагаемый вариант исчисления режима рабочей недели можно использовать в графиках с выходными в субботу и воскресенье, а в другие дни недели – в графиках со [/FONT]«[FONT="]скользящими[/FONT]» [FONT="]выходными. (Это не противоречит ст. 265 и Положению.) Такой вариант может применяться и тогда, когда учетный период измеряется несколькими неделями, месяцем, кварталом либо годом.[/FONT]
[FONT="]В ст. 265 использовано выражение [/FONT]«[FONT="]мать, воспитывающая детей[/FONT]». [FONT="]Термин [/FONT]«[FONT="]воспитывающая[/FONT]» [FONT="]нужно понимать не в буквальном, а в более широком смысле. Так, если работающая мать имеет, скажем, двоих детей в возрасте до 16 лет, но их воспитанием фактически занята (целиком или в значительной мере) бабушка-пенсионерка, то и в таком случае мать не теряет своего права на дополнительный день при условии, что они составляют одну семью. Поэтому в перечне документов, которые должны быть приложены к заявлению о свободных днях, не указаны те, которые подтверждают факт воспитания детей непосредственно матерью, к тому же доказать или отрицать факт воспитания сложно.[/FONT]
[FONT="]В п. 1 Положения дано определение одинокой матери. В нем наряду с одинокими, т.е. не состоящими в браке, названы разведенные женщины и вдовы, не вступившие в новый брак.[/FONT]