Как научить ребенка организованности и выполнению договоренностей
Здравствуйте, Незарегистрированный.
Захотелось поделиться некоторыми своими мыслями по вашей теме.
Когда читаешь вашу тему, бросается в глаза, что вы и сами не можете организовать свою взрослую жизнь размеренно и спокойно, злитесь и раздражаетесь. Ребенок же зеркалит то, что видит. Мне кажется, стоит попробовать действительно начать с себя - и не хвататься сразу по всем фронтам, а выбрать наиболее приоритетное для вас сейчас. Показать дочке, как это работает: когда планируешь и не просто планируешь, но и следуешь заданному вектору.
Еще, на мой взгляд, когда хочешь научить ребенка соблюдению договоренностей, нельзя в качестве наказания отменять обещанное ребенку. Лучше выбрать другое наказание, чем невольно показывать ему лишний раз, что договоренности могут не исполняться. И для ребенка причина, по которой вы не выполняете договоренность, может вообще остаться почти "за кадром" - а будет закрепляться и дальше нежелательная для вас модель поведения.
Что помогало мне в подобных ситуациях с моими детьми:
- отмечать положительный эффект от организованности и соблюдения договоренностей, хвалить, когда получалось у ребенка прийти вовремя, самой собрать спортивную форму, ничего на забыв, и т д
- не ругать и не наказывать ребенка, если у него на первых порах не получается.
- проговаривать пользу организованности - например, сделали все дела с утра - видишь, сколько времени освободилось, и теперь мы можем заняться чем-то приятным
- мы писали "напоминалки" - что за чем и когда нужно сделать. У ребенка был запас внимания только на одно действие: например. встала - умылась. Дальше приходилось напоминать, чтобы одевалась, дальше - чтобы застилала постель и т д. Нашли выход в плане действий - распечатали, повесили на стене. Какие-то напоминалки загнали в телефон, привязав к конкретному времени и дню недели.
- избегать длинных дискуссий и длинных монологов. У вас еще маленькая девочка, чтобы длинные родительские выступления имели успех
. Я буквально ограничивалась двумя фразами, и все. Лучше потом еще раз вернуться к ситуации, но тоже недлинно.
- выделила ребенку зоны его ответственности и перестала подстраховывать его в этих вопросах - предупредив, конечно. Т.е. забыл, не сделал, не успел - мама "не включается", ребенок сам разгребает последствия своей неорганизованности. Например, раньше ребенок должен был сам собрать спорт форму - но я всегда контролировала, все ли в рюкзаке, а если забывала из дома проконтролировать, то мчалась домой и приносила недостающее. При таком подходе ребенку ну никак не научиться
Стало: ты сама собираешь форму, мама не напоминает и не контролирует. Пару раз ребенок без на тренировке без воды, пару раз забыла дома наколенники (спорт - волейбол), пару раз дома оставались спорт. трусы, половину стоимости потерянных наколенников вычли из ее карманных денег - все, ребенок научился
- родители должны быть последовательными. Не так: ок, сегодня мы. так уж и быть, будем неорганизованными, а уж завтра опять начнем. Нет. Это дезорганизовывает и демотивирует ребенка. Исключение - болезнь. Естественно, все это проговаривается ребенку
- таймер. Очень часто неорганизованность сочетается с медлительностью, неумением сосредоточиться на одном. Помогает четкое выделение времени. 3 часа сидеть над одним уроком - это именно "сидеть", а не учиться. Нам надо учиться - на учение выделяем, например, полчаса, заводим будильник. Не успела - вперед в школу с тем, что успела сделать. (времени отводим объективно достаточно для выполнения урока)
- писать планы, напоминалки - должна не мама! ребенок сам должен это писать, тогда это как бы от него идет. а не он выполняет прихоть мамы. Мама, конечно, подготавливает ребенка и участвует в написании, но пишет-планирует ребенок сам. Мне кажется, что это очень важный момент.
- не ждать быстрых результатов и верить в своего ребенка и себя