моей доче было 3,6, когда мы первый раз пошли в школу.До этого дома ее обучал муж.Шахматы показали ей в два года, положили их к ней в шкаф к остальным игрушкам:куклам, машинкам и пр.И она с этими фигурками просто игралась.А т.к. каждая ее игрушка имела свое имя, то она постоянно бегала к нам и спрашивала, а как зовут башенку и т.д.? Вот, так, совершенно не умея играть, к трем годам она выучила названия всех фигур и как они ходят...К трем с половиной годам она уже пыталась играть, как взрослая с папой...И огромной радостью для нее было папу обыграть, она бегала и всем в саду рассказывала об этом...Поэтому мы решили,что пусть уже идет в школу, пусть учится..Не знаю, потому, что она знала все фигуры, или просто понравилась...но, ее взяли в школу.Честно скажу, что особых сдвигов я у нее не вижу.Она самая маленькая там.И если, еще первый час получается у нее выслушать все и ответить на вопросы, то уже после она становится рассеяной и когда просили ее пойти конем, она сказала:"конь не хочет ходить, он кушает травку!"...В зале тишина....Тренер,правда,говорит, что это нормальное явление, что в памяти у нее остается что-то..Хотя, сейчас она даже не может на два хода продумать свои шаги (это ей рано пока), но она видит как другие детки занимаются и,живя,в этой среде в дальнейшем будет ей легче. НО, со слов тренера, главное,чтобы у ребенка не пропал интерес, здесь нужно чтобы родители внимательно следили за переменами в настроении своего любимого человечка,чтобы в дальнейшем у ребенка не отбить охоту вообще играть в шахматы.В апреле нам будет 4 года. Честно скажу, что на данном этапе, все что доча умела в 3 года, тоже и сейчас в 4...Никаких явных сдвигов.Иногда думаю,что может лучше отдавать с 5 лет, когда ребенок знает буквы и цифры и быстрее до него доходит то, что в 4 он только на подсознательном уровне запоминает..Не знаю... Сама,вот, в раздумье.Пока в школу ходим скорее из=за того, что там детки разновозрастные (от 4 до 8 лет в нашей группе), она учится с ними общаться и узнает другой информации больше.