Христианство и Церковь-6

A-Lesko

Настя Каменская
Еще немножечко Кураева

[CUT="1"]На "Русской службе новостей"
Д. НАДИНА: У микрофона Дарья Надина, в студии Андрей Кураев. Здравствуйте.

А. КУРАЕВ: Добрый день.

Д. НАДИНА: Мы только запустили небольшой проморолик перед эфиром, и сразу посыпались сообщения: Вас называют либералом от церкви, про пятую колонну что-то пишут. Что Вы думаете по поводу термина «либерал от церкви»?

А. КУРАЕВ: Это попытка каким-то привычным клише закрыть для себя более сложную реальность. Прежде всего, я просто не партийный человек, я ни в каких партиях не состою. Мои политические симпатии обычно определяются тем, чью газету я читаю. Если читаю газету какой-то партии, я её по профессорской привычке именно ее и критикую, и,значит, в данный момент я – оппонент этой партии. Вот и всё. А лично мне хватает одной идентичности – я член русской православной христианской церкви. Мне ничего другого не надо.

Д. НАДИНА: Отец Андрей, тем не менее, вчера мы сидели с коллегами, размышляли, много было событий, была история с «Серебряным дождём», срывом их мероприятия, было заявление Всеволода Чаплина. В то же время есть Вы. Православные и не только православные разделились по лагерям: один слушает одного, второй – другого, третий – третьего. Вы представляете всякий раз разные грани одной идеологии. Такое чувство, что это специально создано, как будто вы собираетесь на кухне за чаем, и думаете, как бы вся паства была близка к православию, и вы получаете симпатии людей разных взглядов, но всё равно все обсуждают православие, при этом вы представляете интересы разных люде, разве нет?

А. КУРАЕВ: Во-первых, я бы как раз очень не хотел, чтобы православие стало идеологией. Я бы хотел, чтобы оно осталось христианской верой, а не идеологией, ни в смысле раннего Маркса, ни в смысле позднего Брежнева и Суслова.

Во-вторых, по известному конфликту вокруг «Серебряного дождя» я за эту неделю имел возможность спрашивать вживую и епископов, и опытнейших духовников, священников, и все они в частных беседах со мной, не по телефону, во время общения говорили, что отец Дмитрий повёл себя как-то странно. И вновь напоминаю, ведь не было такого выбора: или смириться с тем, что служба сорвана каким-то посторонним концертом, или идти силой туда врываться.
Отец Дмитрий – человек очень известный, уважаемый, он знает телефоны управы, префектуры и города, чтобы позвонить, и предложить светским властям в рамках их полномочий разобраться с тем, что там происходит, есть ли нарушение регламента. И если даже нарушения регламента нет, то убедительно попросить, чтобы перенаправили колонки, убавили громкость – всё это можно было сделать, отнюдь не вторгаясь в само пространство этого концерта, не снося сооружения, не объявляя со сцены: «Концерт окончен». Можно было всё сделать «мягкой силой». Используя американский термин.

Д. НАДИНА: Но то, что он сделал, вызвало симпатию какой-то части паствы. И то, что он сделал, действительно, очень многим понравилось. А то, что говорите и делаете Вы – нравится другой части паствы. Иногда речь идёт о либерально настроенных людях, креативном классе – можно и так сказать. Разве Вы не согласитесь?

А. КУРАЕВ: Моё нежелание, чтобы церковь действовала силовыми методами, опирается просто-напросто на Евангелие и на «Легенду о великом инквизиторе" Достоевского – это разве либеральные манифесты?

Д. НАДИНА: Не очень похоже на то.

А. КУРАЕВ: Для меня это часть серьёзнейшей темы: чему научилась церковь за горчайший для неё XX век, век, когда против нас применяли максимум возможного насилия? За что, Господи? Чем мы провинились перед Тобой, что небывалые за 20 веков нашей истории гонения обрушились на нас? Это же должно было стать вразумлением. Но стали ли мы мудрее? Меня пугает, какое количество людей и сегодня готово воспроизводить стереотипы времён Алексея Михайловича: скиты, земляные тюрьмы, всех разметать, мы силой докажем, что мы правы… Мне кажется, это самое печальное, потому что невыученный урок грозит обернуться повторением печального экзамена или даже наказания. Для моей церкви, для моей страны мне бы этого очень не хотелось. Поэтому я понуждаю к мысли себя и хотя бы тех людей, которые тоже имеют вкус к сложной христианской мысли: давайте думать, а не просто аплодировать хорошим бойцовским качествам христианских пастырей.

Д. НАДИНА: Как так получается, что мы, паства, обращаясь к отцам церкви, к Вам, к отцу Дмитрию, к отцу Всеволоду, чтобы вы нам разъяснили, как нам жить, что нам надо делать, за советом, но как так выходит, что вы все трактуете разные вещи по-разному? Отец Всеволод Чаплин, например, наделал много шума этими заявлениями о войне, о том, что если человек живёт в мире, в спокойствии, значит, бог его оставил. Мы звоним Вам – и Вы говорите, что церковь, прежде всего, всегда проповедовала мир, и первая молитва за мир. Мы об одном православии? Вы все об одном православии говорите? И что же это тогда, если не идеология?

А. КУРАЕВ: Православная церковь устроена очень необычно. Можно я на пять минут займу эфир и прочитаю небольшую религиоведческую лекцию? Религиозные общины в мире устроены по двум принципам. Первый: харизматический. Лидер общины – это человек с выдающимися качествами, у которого необычные сны, видения, он слышит голоса, он исполнен какого-то необычного духа, он энтузиаст, человек вдохновлённый, и поэтому все идут за ним, это такой пророк, шаман, маг.

Д. НАДИНА: Или политик очень сильный.

А. КУРАЕВ: Нет-нет. Еще это может быть лидер, который выделяется своими интеллектуальными способностями. Например, он прекрасный знаток Торы или Корана или Библии - и поэтому люди идут за ним. Так устроен иудаизм, протестантизм или ислам, где мулла – это наиболее образованный человек в общине.
А есть другой принцип организации религиозной жизни, когда предполагается, что личные качества лидера не важны, потому что кому Бог даровал должность, на того Он излил дары Святого Духа – это слова Эразма Роттердамского в защиту римского Папы в его полемике с Мартином Лютером.

Д. НАДИНА: Как-то очень по-протестантски звучит.

А. КУРАЕВ: Это, напротив, католическая позиция Эразма Роттердамского: кому Бог даровал должность, на того излил дары Святого Духа.

Д. НАДИНА: Добился успеха – значит, Бог тебя любит.

А. КУРАЕВ: Нет, это другая история. На самом деле, в православии есть и то, и другое. С одной стороны, я верю в то, что пока канонический священник не извергнут из сана, и совершает по уставу православную молитву и службу, то Господь ради нас через этого священника даёт нам дары.
Это позволяет мне прийти в храм крестить моего ребёнка или венчаться, не исповедуя батюшку: «Батюшка, скажи, а ты действительно сам все заповеди соблюдаешь, посты, каноны? Ладно, ты меня устраиваешь, ты мне исповедовался, поэтому так и быть, крести моего ребёнка!».
Можно без этого обойтись, когда речь идёт о таинствах. А таинство – это прежде всего освящение материи: хлеб, вино, вода, масло. Это может делать любой священник, независимо от его личного образования, от того, как долго он молится по ночам. Тут Господь действует через него и вместо него.
Но, кроме того, церковью православной очень уважаемы и востребованы старцы, духовники, неформальные подвижники, в которых люди чувствуют дыхание Иного, веяние ветра Вечности. Неважно, какой сан у этого человека – он может быть бомжом, монахиней, а люди к этой монахине, к этой юродивой будут идти, как к Матроне Московской, скажем, или к Ксении Блаженной.
Когда речь идёт о поиске наставления духовного, тут надо выбирать. И в этом смысле духовного советчика выбирают, как выбирают невесту или мужа: приглядываются, делая свой выбор. Освятить мне нужно квартиру или машину – любой батюшка, пожалуйста, приходи, послужи, помолись. А если надо войти в мою душу, вот тут я должен подумать, перед кем я её открою. И тут уместно помнить слова Апостола Павла: «Надлежит быть разномыслиям между вами, дабы явились искуснейшие».
Совершенно естественно, что один и тот же текст мы читаем по-разному. Не случайно есть четыре Евангелия, рассказывающие о жизни одного Христа. И церковь этот плюрализм приняла как неизбежность. У каждого из нас есть свои субъективные аберрации, связанные с восприятием реальности. Тем более, культура православия, как и вся средневековая культура – это культура цитаты. Я могу произнести проповедь, в которой будут только цитаты из Библии, но это будет именно моя проповедь, потому что это я подобрал эти цитаты. Почему я узнал меня сегодняшнего именно в этой странице Библии?
Как, например, мы должны реагировать на проявления какой-то хулы в адрес нашей веры? Может быть, нужно вспомнить Нагорную Проповедь, где сказано: «Благословляйте проклинающих Вас». Я считаю, что так. А другие священники считают, что тут надо вспоминать, как Христос взял в руки бич и погнал торговцев вон из храма. Им кажется, что это место надо вспоминать при определении своей реакции на хулу. И за этим выбором стоит некая внутренняя культура человека, в том числе его социальный опыт. Поэтому совершенно естественно, что советы будут до некоторой степени различны. И тем не менее, мы в одной церкви, потому что у нас один символ веры, мы одинакового Христа исповедуем.

Д. НАДИНА: Отец Андрей, всё то, что Вы сказали, безусловно, это так, здесь спорить не с чем. Но всё равно, ведь мы страна, в которой всегда смотрят на одного лидера, и всегда важно, чтобы был царь батюшка, кто-то над нами, кто нас научит жить. То же самое и в церкви: мы всегда смотрим на патриарха, и всё прочее, иное отсекается. Мы смотрим на президента, на патриарха, и на тех, кто его представляет, если мы говорим о Всеволоде Чаплине. Мы всегда смотрим на одну единицу, и плюрализм, о котором Вы говорите – это всё приятно, но это всё по большому счёту значения не имеет, ведь есть одна главная позиция: русский человек же всегда одно принимает или нет?

А. КУРАЕВ: Даже если так и было когда-то, это не означает, что это должно сохраняться навсегда, и так должно быть сейчас. Детство человечества однажды кончается. То, что Вы рассказали, у социологов называется патерналистская модель общества, от патер – отец. Соответственно, князь или царь – это отец солдатам, а все остальные – его неразумные детишки. Но всё-таки из коротких штанишек однажды надо вырастать. И второе тысячелетие русской национальной истории – неплохой повод для того, чтобы выйти из ясельного возраста и всё-таки начать думать самостоятельно. Тем более, что концовка XX века научила нас, к чему приводит слепое доверие общенациональному лидеру (Горбачёв, Ельцин и то что сними связано). Уповать на то, что всегда власть будет мудрее всех нас, не приходится.
Плюс к этому, чтобы власть была мудрой, она должна быть в состоянии полемики. Для того, чтобы любой человек мог достойно исполнять свои обязанности, он должен быть доступен в режиме онлайн. Не только подхалимы должны приносить ему радостные отчёты о том, как всё хорошо, царь батюшка, в нашем государстве. Он должен иметь перед глазами реальное зеркало, иногда даже такое зеркало, которое бывает у женщин в ванных комнатах, с увеличительным стеклом, чтобы каждый прыщик можно было разглядеть. И умный лидер поймёт: сейчас это прыщик, а завтра – злокачественная опухоль. А если ему будут припудривать и говорить, что завтра рассосётся, это будет плохо и для лидера, и для страны.

Д. НАДИНА: Мы припудриваем сейчас.

А. КУРАЕВ: Кто мы? Я не знаю.

Д. НАДИНА: Мы все одна страна, мы все в ответе за то, что с нами происходит, за хорошее, за плохое, и за кризис, и за праздники.

А. КУРАЕВ: Пресловутые либералы как раз очень не любили в своё время этот тезис и говорили, что не может быть коллективной ответственности. Дальше приводили слова известного русского сиониста Жаботинского о том, что каждый народ имеет право иметь своих подлецов, поэтому если один еврей оказался каким-то преступником, то это не означает, что все евреи такие. Всё это было очень убедительно. При этом интересно, что у тех же демократов есть интереснейший изъян в этой позиции: пресловутый режим санкций как раз предполагает, что весь народ должен отвечать за своё правительство, все должны пострадать. Не те санкции, которые в отношении России, а антииранские санкции, скажем, серьёзно сказываются на жизни населения этой страны. Или когда речь шла о принятии решений об атомных бомбёжках городов Японии или истреблении городов Германии в последний год войны, то тоже обоснование демократической западной прессы было такое: немцы или японцы должны осознать свою вину за произошедшее, поэтому – бомбить всех. Тем не менее, исходная этическая позиция отрицающая коллективную ответственность, мне близка: в самом деле, не надо бомбить по площадям. Мне близки и слова Владимира Высоцкого: «Колея эта – только моя! Выбирайтесь своей колеёй».

Д. НАДИНА: Что нам нужно сделать, чтобы вылезти из коротких штанишек, о которых Вы раньше сказали или опять использовать местоимение мы здесь не правильно?

А. КУРАЕВ: По крайней мере, от этой мечты о том, что мудрая власть всегда по определению права, от этого лёгкого лейкопластыря, заклеивающего реальные проблемы, реальную боль, я думаю, стоит избавиться. Помогите власти, подскажите ей, в чём она не права. Не всякая критика есть революция.

Д. НАДИНА: Какие опасные слова: не всякая критика – революция. У нас сейчас даже на Торфянке был митинг, его майданом местным назвали. У нас любой выход на улицу чреват.

А. КУРАЕВ: Взаимная возгонка обвинений – это не хорошо, не надо демонизировать друг друга в серьёзной гражданской дискуссии. К сожалению, наши партии, независимо от того, как они называются, очень легко переходят на язык обзывательства. [/CUT]

http://diak-kuraev.livejournal.com/873107.html

Там написано, что было заявление В.Чаплина. Я что-то не смогла найти. Может встречалось кому-нибудь?
 

k_ja_ra

Well-known member
Дзіўна, але Кураеў такі працягвае настойваць на званочку "патрэбным людзям". Не на афіцыйным звароце з аргументацыяй, што дакладна нібыта парушана і што дакладна нібыта перашкаджае, а на званочку па сваіх каналах. Фу. (
Штосьці мне ягоная пазіцыя ў гэтым канфлікце зусім не падабаецца. І таямніча пра меркаванні нейкіх іншых святароў расказваць - да чаго гэта? Для прыдання большай важкасці ўласным словам? Ну выкажы сваё меркаванне, якім бы яно не было, а гэтыя спасылкі на кагосьці там...Ай...
 

Симона-Таисия

созерцаю мир...
Понравилось!
Религия – это делание; человек не просто думает о своей религии или чувствует её, а "живёт" ею, "живёт" своей религией, насколько это в его силах; иначе это будет не религия, а просто фантазия или философия. Нравится это ему или нет, но он показывает своё отношение к религии действиями – и он может показать своё отношение к ней только действиями. Поэтому если его действия противоположны тем, которых требует данная религия, он не может утверждать, что принадлежит к ней. Огромное большинство людей, называющих себя христианами, не имеет никакого права так называть себя, ибо эти люди не только не исполняют требований своей религии, но даже и не думают, что эти требования необходимо исполнять. "Христианство запрещает убийство. Однако всё то, к чему ведёт наш прогресс, – это прогрессирующие способы убийства и ведения войны. Как же мы смеем называть себя христианами?
"Никто не имеет права называть себя христианином, если он не выполняет заповедей Христа. Человек может сказать, что он желает стать христианином, если он стремится выполнять эти заповеди. Если же он совсем о них не думает, или смеется над ними, или подменяет их какими-то собственными изобретениями, или просто забывает о них, он не имеет права называть себя христианином.
"Я привёл пример войны, потому что этот пример самый разительный. Но и без войны жизнь являет собой точно такую же картину. Люди называют себя христианами, однако не понимают, что они не только не желают, но и не могут быть христианами, ибо для этого необходимо не просто желать, а уметь – уметь быть единым.
"Человек как таковой не един; это не "я", а "мы" или, более правильно, "они". Из этого всё проистекает. Предположим, человек решает, следуя Евангелию, подставить левую щеку, если его ударили по правой. Но так решает одно "я" в уме или в эмоциональном центре. Одно "я" знает и помнит об этом, а другие "я" не помнят. Вообразим, что случается на самом деле, если кто-то ударит такого человека. Вы думаете, он повернёт обидчику левую щеку? Никогда! У него даже не будет времени подумать о случившемся. Он или ударит обидчика по физиономии, или станет звать полицейского, или бросится бежать. Его двигательный центр будет реагировать привычным образом или так, как его научили, прежде чем этот человек сообразит, что именно он делает.
"Для того, чтобы подставить щеку, необходимо специальное обучение, длительная подготовка. И если эта подготовка является механической, она опять-таки ничего не стоит, ибо в подобном случае человек подставляет щеку лишь потому, что больше ничего не умеет делать".

и о молитве:
"Нужно научиться молиться с таким же совершенством, как люди учатся всему остальному. У того, кто знает, как молиться, кто умеет правильно сосредоточиваться, – у такого человека молитва даёт результаты. Следует только понять, что существуют разные молитвы, и их результаты различны. Это известно даже из обычного богослужения. Но мы, говоря о молитве или о её результатах, как правило, имеем в виду один вид молитвы – мольбу; или же считаем, что мольбу можно соединить с остальными видами молитвы. Конечно, это неправильно. Большая часть молитв не имеет ничего общего с мольбами. Я говорю о древних молитвах: многие их них гораздо старше, чем христианство. Эти молитвы представляют собой, так сказать, повторения; повторяя их вслух или про себя, человек стремится пережить разумом или чувством, то, что в них заключено, их содержание. И человек всегда может составить для себя новые молитвы. Например, человек повторяет: "Я хочу быть серьёзным". Всё дело в том, как он это говорит. Если он повторяет такую молитву даже десять тысяч раз в день и думает при этом, как бы скорее кончить повторение, что у него будет на обед и тому подобное, тут будет не молитва, а самообман. Но эта формула может стать молитвой, если человек повторяет её следующим образом: он произносит "я" и пытается в это время думать обо всём, что он знает о "я". Оно не существует; нет единого "я", есть лишь толпа мелочных, обманчивых, сварливых "я". Но он хочет быть единым "я", господином; он припоминает повозку, лошадь, возницу и господина. Говоря "хочу", он думает о значении фразы "я хочу". Может ли он хотеть? В нём всё время "что-то хочет или не хочет". Но этому "хочет" или "не хочет" он стремится противопоставить собственное "я хочу", связанное с целями работы над собой, т.е. ввести в привычное сочетание двух сил – "оно хочет" и "оно не хочет" третью силу. "Быть" – человек думает о том, что значит "быть", каков смысл "бытия", бытия механического человека, с которым всё случается, и бытия человека, который способен делать. Так что "быть" можно по-разному. Он хочет "быть" не просто в смысле существования, но в смысле величия, силы, И слово "быть" приобретает для него особый вес, новый смысл. "Серьёзным" – человек думает о том, что значит быть серьёзным. Очень важно, как он отвечает себе на этот вопрос. Если он понимает, что это значит, если правильно определит для себя, что значит быть серьёзным, если чувствует, что действительно желает этого, тогда его молитва может дать результат в том смысле, что у него прибавятся силы, что он чаще будет замечать свою несерьёзность, легче преодолевать себя и заставлять быть серьёзным. Совершенно таким же образом человек может "молиться", повторяя: "Я хочу вспоминать себя". "Вспоминать" – что значит "вспоминать"? Человек должен подумать о памяти. Как мало он вспоминает! Как часто он забывает то, что решил, видел, знает! Его жизнь была бы иной, если бы он мог вспоминать. Все болезни приходят из-за того, что он не помнит. "Себя" – он снова возвращается к себе. Какое из своих "я" он хочет вспоминать? Стоит ли вспоминать всего себя? Как может он различить, что хочет вспоминать? Идею работы! Как может он соединить себя с идеей работы? – и так далее, и тому подобное.
"В христианском богослужении очень много таких молитв, где надо размышлять над каждым словом. Но они теряют весь смысл, всё значение, если их повторяют или распевают механически.
"Возьмите обычную молитву: "Господи, помилуй меня!" Что это значит? Человек взывает к Богу. Он должен немного подумать, сделать сравнение и спросить себя – что такое Бог и что такое он? Затем он просит Бога помиловать его. Но для этого Бог должен подумать о нём, заметить его. А стоит ли замечать его? Что в нём есть такого, о чём стоило бы думать? И кто должен о нём думать? – сам Бог! Понимаете, все эти мысли и ещё многие другие должны пройти через его ум, когда он произносит эту простую молитву. И тогда именно эти мысли могут сделать для него то, чего он просит от Бога. Но о чём он способен думать и какой результат может дать молитва, если он просто повторяет, как попугай: "Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!" Вы сами знаете, что это не даст никаких результатов.
 

Greenlight

Well-known member
Лучше всего знает, как воспитывать детей тот, кто их не имеет). Ассоциация)
 

Mahima

переименовалась:)
Лучше всего знает, как воспитывать детей тот, кто их не имеет
кстати, весьма возможно, что и знает, и лучше:) Человек вне проблемы может видеть ее лучше погруженного внутрь нее.
 

Greenlight

Well-known member
Катерина, да, бывает, видно со стороны что-то, что изнутри не замечаешь, я тут полностью согласна. Может, я неудачно выразилась, непонятно, просто отреагировала таким образом. Я, скорее, имела в виду опыт определенного состояния. Мне не понравилось, короче) Мне ближе другие мысли) Митрополит Антоний Сурожский, "Человек перед Богом" - осмелюсь дать рекомендацию). На вкус и цвет, конечно... Кому что ближе, Гурджиев мне не идет в плане христианства вообще никак, хотя было время, я интересовалась и его методиками)
 

A-Lesko

Настя Каменская

Симона-Таисия

созерцаю мир...
Лучше всего знает, как воспитывать детей тот, кто их не имеет). Ассоциация)
я правильно поняла, что вы считаете, что Гюрджиев "не имел" религии?
хотя было время, я интересовалась и его методиками)
а что конкретно вы читали? и что из этого понравилось и приняли, а что отверглось?
 

Igra

БЫТИЕ
Симона-Таисия, Гурджиев был православным христианином? Я не знаю его биографии совсем, но вроде отец его или дед(не помню) был священником, так? Все же его тексты и вообще вся предлагаемая система скорее альтернативны православию.
 

Симона-Таисия

созерцаю мир...
Гурджиев был православным христианином?
а что в твоём понимании быть "православным христианином"? Тогда я смогу ответить на твой вопрос.
Нет, его отец не был священником.

Юлллса, мне стало интересно, почему ты заинтересовалась именем автора, с какой целью?
 

Greenlight

Well-known member
Симона-Таисия, Поняли неправильно, я про смысл слов, приведенных вами, как я его понимаю, не про личность Гурджиева. Читала беседы, и ссылающихся на Гурджиева последователей. Для меня оказалось "не то".
 

Igra

БЫТИЕ
Симона-Таисия, спасибо, я уже сама нашла ответы на свои вопросы.
Не сыном священника он был, а учеником настоятеля Русского кафедрального собора в Армении. Православным христианином он не был. Занимался эзотерикой.
 
Юлллса, мне стало интересно, почему ты заинтересовалась именем автора, с какой целью?
Мне стало интересно, кто по образованию и роду деятельности автор, раз знает как правильно и как неправильно молиться и раз ему известно от каких молитв будет эффект, а от каких - нет. И да, еще в каких случаях можно считать себя христианином, в каких - нет.
 

Greenlight

Well-known member
Сверху