А калі заўтра будзе аўтакефалія, гэтая царква ўсё так жа будзе лічыцца вамі раскольніцкай?
Вашую аналогію я разумею, але яна працуе толькі пры пэўных умовах. Умовах, пакуль людзьмі, не Богам, яна, аўтакефальная царква, не прызнаная.
а если жена настаивает на таких условиях? По ее правилам, его устарели, все его-ее, подчинись, ведь за ней - женой - сила?
Называя раскольниками - не разжигает?
а у этих церквей есть какие различия в понимании вероучения, обрядовости или в чем-то еще? …Мне интересно, кроме непослушания в плане подчинения центру, есть какие-то расхождения у этих церквей? Потому что, ИМХО, проблемы подчинения и руководства - сугубо земные проблемы...
k_ja_ra, Катерина,
вопрос состоит не в
автокефальности церкви, а в ее
каноничности, попросту говоря в ее признании другими поместным церквями (теми самыми одиннадцатью). А вот каноничность определяется единством молитвенно-евхаристического общения (Совместное служение Евхаристии иерархией местных Церквей). Это не людьми определяется. Это Божественное Таинство.
Поскольку Вы ,
k_ja_ra, « вельмі пра многае і пачытала і даведалася.», не сомневаюсь, что и
Катерина также, да и многолетние дискуссии в этой ветке, предложу подборку (объемную правда, извините) по вашим вопросам:
«Глава раскольнического «Киевского патриархата» лжепатриарх Филарет Денисенко публично еретически исповедал, что в лоне единой Вселенской Церкви могут сосуществовать «две параллельных семьи православных поместных церквей», явив таким образом христианскому миру неслыханную ранее «двуцерковную» или, как её наименовали богословы, «двусемейственную» ересь, разрушающую Священное Предание о единстве Кафолической Православной Церкви, которую видимо, в человеческой истории являет единая и единственная Семья канонических Поместных Православных Автокефальных Церквей-Сестёр. (Чит. статью о. Петра Зуева о филаретовской «двуцерковной» или «двусемейной» по электронному адресу
http://kiev-orthodox.org/site/theоlogy/393/).
Ни один Предстоятель канонической Поместной Православной Церкви не имеет молитвенно-евхаристического общения со лжепатриархом УПЦ-КП Филаретом Денисенко, ранее анафематствованным в своей Церкви за совершение тяжких преступления (см. соответствующее Судебное деяние Архиерейского Собора РПЦ, правило. 25 св. Ап. и др.).
Ключ к познанию истинной кафоличности (по)местной Церкви находится в евхаристической области бытия Церкви Христовой. Каждая местная церковная община, независимо от её величины, познаёт своё кафоличество, исповедуя ту же веру и совершая те же церковные таинства, которые содержит Вселенская Кафолическая Церковь; каждая местная Церковь подтверждает свою кафоличность свободным участием в соборном литургисании с иерархией единой Семьи Поместных Церквей-сестёр у престола Божия.
Наличием именно этого видимого «знака православного качества» - литургисанием с кафолическим епископатом Поместных Церквей - не может похвалиться ни филаретовский «епископ» Евстратий Зоря, ни его лжепатриарх Филарет, ни иной, им подобный, церковный раскольник на Украине. Ибо именно Божественная Литургия, соборно совершаемая кафолической иерархией Церкви, есть видимое мерило каноничности местной Церкви, какой бы статус и размер она не имела (епархия, митрополия, патриархат и др.).
Совместное служение Евхаристии иерархией местных Церквей есть не только священный символ внешнего единства, но и самоё исполнение кафолического пребывания всякой местной Церкви в Полноте Кафолической Церкви Христовой. Ибо, согласно боговдохновенному учению Святых Отцов, «там, где истинная Евхаристия, там и истинная Церковь, а где истинная Церковь, там и истинная Евхаристия».
Все иные человеческие измерения «истинности» Церкви, как то: политические, культурные, языковые, этнические, географические и т.д. не имеют отношения к установлению «законности» или «незаконности» любой канонической структуры единой Кафолической Церкви во всех странах и на всех континентах.
Раскол церковный (греч. σχίσματα - схизма) - нарушение мира и единения с Церковью из-за различий, не связанных с искажением истинного учения о догматах и таинствах. Основатели и последователи движения раскола именуются раскольниками.
По мнению св. Игнантия Брянчанинова, расколом должно быть названо «нарушение полного единения со Святою Церковью, с точным сохранением, однако, истинного учения о догматах и таинствах».Сопоставляя раскол с ересью, св. Иоанн Златоуст утверждает, что «раскол есть не меньшее зло, чем ересь». Св. Киприан Карфагенский учит: "Помните, что основатели и руководители раскола, нарушая единство Церкви, противодействуют Христу, и не только второй раз Его распинают, но раздирают Тело Христово, а это такой тяжкий грех, что кровь мученическая не может загладить его". Епископ Оптат Милевитский (IV век) считал раскол одним из величайших зол, – большим, чем человекоубийство и идолопоклонство.
В Русской Православной Церкви имели место расколы старообрядческий (преодолён единоверческими общинами), обновленческий (преодолён) и карловацкий (преодолён 17 мая 2007 года). В настоящее время в состоянии раскола находится Православная Церковь на Украине.
Расколом называется нарушение полного единения со Святою Церковью, с точным сохранением, однако, истинного учения о догматах и таинствах. Церковь же есть единство, и все бытие ее в этом единстве и единении о Христе и во Христе: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12:13). Прообраз этого единства есть Троическое Единосущие, а мера — кафоличность (или соборность). Раскол, напротив, есть отделение, обособление, утрата и отрицание соборности.
В расколе и молитва, и милостыня питаются гордыней — это не добродетели, а противостояние Церкви. Их, раскольников, показное добро — лишь средство оторвать людей от Церкви. Врагу рода человеческого не страшна молитва гордого сердцем раскольника, ибо в Священном Писании сказано: «Молитва его да будет в грех» (Пс. 108, 7). Диаволу смешны их, раскольников, бдения и посты, так как он сам не спит и не ест, но от этого не становится святым. Святитель Киприан пишет: «Можно ли думать тому, кто не придерживается единства Церкви, что он хранит веру? Можно ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви, что он находится в Церкви, когда блаженный апостол Павел, рассуждая о том же предмете и показывая таинство единства, говорит: едино тело, един Дух, якоже и звании бысте во едином уповании звания вашего; един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог» (Еф. 4, 4 — 6)? Характерно, что раскольники считают все остальные расколы, кроме своего, гибельными и ложными, возникшими под действием страстей и гордыни, а свой собственный раскол, мало чем отличающийся от прочих, принимают как единственное счастливое исключение во всей истории Церкви.
Раскольники, проливая крокодиловы слезы по поводу «нарушения» канонов Церкви, на самом деле давным-давно бросили себе под ноги и попрали все каноны, потому что подлинные каноны основаны на вере в единство и вечность Церкви. Каноны даны Церкви, вне Церкви они недействительны и бессмысленны — так не могут существовать законы государства без самого государства.
Священномученик Климент, епископ Римский, пишет Коринфским раскольникам: «Ваше разделение многих развратило, многих повергло в уныние, многих — в сомнение и всех нас — в печаль, а смятение ваше все еще продолжается». Нераскаянный грех раскола еще страшнее греха самоубийства (самоубийца губит только себя, а раскольник — и себя, и других, поэтому его вечная участь тяжелее, чем у самоубийцы).
Некоторые любят оправдывать раскольников, говоря, что тех будто бы вынудили отступить от Церкви какие-нибудь тяжелые обстоятельства — с кем-то из них плохо или несправедливо обошлись, обидели и т. д. Но эти оправдания не стоят и выеденного яйца. Так о них говорил свт. Дионисий Александрийский, в письме к раскольнику Новату: «Если, как говоришь, ты отделился от Церкви невольно, то можешь это исправить возвращением в Церковь по своей воле». Свящ. Павел Флоренский как-то сказал: «Я лучше предпочту грешить вместе с церковью, чем спасаться без Церкви». Флоренский хотел сказать, что только в Церкви спасение и что, покидая Церковь, человек совершает духовное самоубийство. Расколы рождались с победными криками, а умирали с глухими стонами, — Церковь же все жила! Приговоренная раскольниками к смерти, она существует, она полна духовных сил, она остается единственным источником благодати на земле.
Раскол — это реальная опасность не только целостности Церкви, но в первую очередь духовному здоровью раскольников. Такие люди добровольно лишают себя спасительной благодати, сеют разделение внутри единства христиан. Раскол не может быть оправдан ни с какой точки зрения: ни политические, ни национальные, ни какие иные причины не могут быть рассмотрены как достаточное основание для раскола. К расколу и его вождям не может быть ни сочувствия, ни понимания — с церковным разделением необходимо бороться, устранять, — чтобы не случилось чего хуже."
PS еще хочу добавить, что для того, чтобы мало-мальски объективно судить о расколе в церкви, хорошо бы все же знать ее историю: почему центр из Киева был перенесен в Москву, и почему Москва отделилась от Константинополя, и роль Константинополя во время раскола 1917г., деятельность Филарета, да и суть самого православия... пожить надо в Церкви, реально почувствовать Ее живительную силу, силу Таинств... а тогда уж и поговорить по душам.