1 Януш Корчак «Как любить ребенка» - моя любимая книга, мой любимый автор. Конечно, Личность - больше, чем книга (Януш Корчак пошел в газовую камеру Треблинки со своими воспитанниками, отвергнув предложение вместо этого, отправив одних воспитанников, получить все для научно-практической деятельности по специальности)
2 Януш Корчак «Когда я снова стану маленьким»
3 Януш Корчак «Правила жизни»
4 Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя»
(про раннее развитие и особенно – для тех, кто скучает в декрете. Если «зайдет» - скучно больше не будет )
5 Масару Ибука «После трех уже поздно»
(для меня оказалась очень полезной, повернула представление о том, что если заниматься – то серьезно и по академической программе. После этой книги так не считаю)
6 Роберт и Джин Байярд «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей»
(не абсолютно все – но настолько многое помогает, что книга у меня – настольная. В смысле – в e-book закачанная)
7 Андрэ Бертин «Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях»
(самое примитивное, что есть в моей библиотеке. Когда все трудно – это пойдет. Держу в библиотеке для девчонок. Читают в 14-15 лет)
8 Зайцев «Письмо.Чтение.Счет»
(большинство моих детей учились читать с кубиками Зайцева, для которых я когда-то даже крышки от пивных бутылок просила в кафетериях )
9 Кэтрин Кволс «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания»
(очень многие основные принципы, на которых построена жизнь в моей собственной семье – там есть. Хорошая книга)
10 Эрнст Кипхард «Как развивается Ваш ребенок»
(я пользуюсь этой книгой, составляя программу развития для каждого ребенка до 5 лет. С ее помощью мне легче вовремя увидеть какие-то нарушения и вовремя скорректировать отставание или обратиться к специалистам)
11 Эда Ле Шан «Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума»
(очень, очень полезная, «всю дорогу» востребованная. И объяснения трудного поведения – и практические рекомендации)
12 Райнер Пацлаф «Застывший взгляд»
(это про детей – и телевидение. После нее мы ТВ не смотрим вообще. Зачитывала многое оттуда детям вслух)
13 Гинтарас Хоментаускас «Семья глазами ребенка»
(помогла мне окончательно осознать механизм возникновения разных результатов у разных детей при идентичных условиях)
14 Зарина Некрасова «Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти»
(перестраивает отношение к ребенку, отчасти позволяет вспомнить ребенком себя. Игры, варианты занятий, небезупречные стихи – но в целом – очень мне понравилась)
15 и 16 Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так.»
(хорошие книги, но мне не зашли. Для меня так: лучше эти книги, чем совсем никаких)
17 Анатолий Гармаев «Нравственная психология и педагогика»
(Автор - православный священник. Но я прочла эту книгу человеком, весьма далеким от Православия. И по-моему, понятно будет и совсем невоцерковленным. Это не беллетристика, не такое уж и легкое чтение.)
18 Юрий Андреев. «Откровенный разговор, или беседы о жизни с сыном-старшеклассником на пределе возможной откровенности»
(мне было очень полезно взглянуть на мужскую линию отношений "в разрезе". Хороший, спокойный, умный отец этот автор. Муж тоже прочел, но я здесь только от себя пишу.)
19 Петр Францевич Лесгафт «Семейное воспитание ребенка и его значение»
( книга у меня со времен сдачи "Истории педагогики", долгое время была в самопечатном варианте. Теперь - в формате е-бук. Не думаю, что сильно устарело основное в ней с 19 века - времени написания)
20 Инна Мальханова «Школа для трудных родителей: каждый может стать педагогом »
(Очень грамотный подход к теме – из серии «начни с себя». Я часто использую в полемике анекдот из первой главы этой книги. Перескажу, как помню:
«Ребенок –первоклассник прибегает из школы к маме на кухню:
-мама! Я сегодня сам в туалете прочитал слово из трех букв!
Мама бьет его сковородкой по голове.
Ребенок, в слезах, бежит к папе:
-папа! Мама ударила меня сковородкой по голове за то, что я сам прочитал в туалете слово из трех букв!
-и какое это слово, сынок?
-дом!
Папа идет на кухню – и бьет маму сковородкой по голове:
- о доме надо думать! А ты о чем думаешь?»
Вся книга написана очень легко. Особенно советую тем, кто вообще не любит читать. Думаю - книга и написана в расчете в первую очередь именно на нечитающих, но желающих улучшить отношения с детьми. )
21 Билл Адлер «Перехитрим малыша»
(из области «паллиативной педагогики», когда все уже в таком состоянии – ребенок, ваши с ним отношения, вы сами – что нужно сделать хоть что-то, чтобы временно стало легче. Не решает задач воспитания, но иногда нужно для выживания.
Помню, когда взяла в руки книгу – стоявший рядом 14-летний сын с незабываемым выражением лица сказал:
-мама! Ты это купишь? Ты??
Позволил купить, когда сказала, что никогда не стану «обхитривать» - но мне ужасно интересно, что же можно написать под таким названием )
22 Наталья Богачкина, Роман Сиренко «Застенчивый малыш»
(много практического материала для преодоления детской застенчивости. Типичное учебное пособие. Пособляет )
23 Владимир Круковер «Воспитание подростка»
(посоветую только «продвинутым» родителям подростков – то есть тем, у кого сегодняшний подросток – не первый. Потому, что полезное есть – но в целом труд не бесспорный, на мой взгляд. По мне – так много авторских «косяков»)
24 Мишель Оден «Кесарево сечение: безопасный выход или угроза будущему»
(мне, прочитавшей уже после «кесарева», было очень интересно – и жаль, что не «до»)
25 Наталья Белопольская «Такие неformatные дети»
(для любителей понять что-то через рассмотрение конкретных историй – вот, для меня, например)
26 Эверетт Шостром – «Человек – манипулятор»
(не путать с некорректным переводом, название которого начинается со слов «Анти-Карнеги». Мою эту книгу «зачитали», не могу найти. Но помню и благодарна автору за понимание того, почему, прочитав ,на тот момент несомненный, бестселлер самого Дейла Карнеги, мне хотелось выбросить книгу на помойку – и вымыть руки. Карнеги – выбросила )
27 Джон Тейлор Гатто – «Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя»
(очень подробный разбор влияния современной школьной системы на формирование личности ребенка. Не лучшего влияния.)
28 Мария Монтессори – «Мой метод - начальное обучение»
(думаю – Монтессори на родительском форуме представлять не нужно. У меня все образовательное и игровое пространство детей-дошкольников организовано по принципам, которые объясняются в этой книге. Обязательно нужно знать.)
29, 30, 31 и 32 Виктор Шаталов – «Куда и как исчезли тройки», «Педагогическая проза», «Точка опоры»,«Эксперимент продолжается».
(уж не знаю, насколько это нужно современному родителю, но я пользуюсь опорными конспектами Шаталова как для себя – так и для любого , каждого, объяснения детям любого материала по любому предмету. Это – первая методика, о которой я прочла - и которую полюбила. Использую 25 лет, не разочаровалась, замены не нашла.)
33 В.Слуцкий – «Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека»
(лет 15 со мной эта книга – время от времени перечитываю. Ничего революционного. Но «подчищает»)
34 Андрей Курпатов «Счастье Вашего ребенка»
(не думаю, что надо эту книгу представлять. Думаю, все или читали – или собираются. Грамотное объяснение «на пальцах».)
35 Альберт Лиханов «Драматическая педагогика»
(чтение сугубо для правого полушария – будит чувства – и только. Но у меня вообще дети – потому, что Лиханова в 80-х годах прошлого века прочла. Так что будит основательно.)
36 Валентина Казанская - "Подросток. Трудности взросления"
(добротный труд по психологии подростка. Мне полезно оказалось, но первой эту книгу читать не посоветую)
37 Елена Моржина - "Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома"
(будет полезно родителям детей с особенностями развития. Я нашла полезное не только для моего ребенка с выраженными нарушениями, но и с ММД )
38 Дмитрий Соколов - "Сказки и сказкотерапия"
(не очень просто для людей, не знакомых с основами психологии - но одолимо. Я использую, мне с детьми помогает)
39 Зик Рубин - "Дети без друзей"
(скучно только до момента, когда прочтешь пример из собственного детства. Все объясняет, после этой книги мы с самым проблемным в этом ребенком научились так строить отношения с детьми, что я теперь думаю, не переборщили ли )
40 Алис Миллер - "Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я"
(я думаю, книга написана для практикующих психотерапевтов. Но помимо сложного для меня основного направления, там есть живые примеры, которые в некоторой степени можно рассматривать как "книгу в книге". Мне помогло выстроить понимание психологических механизмов возникновения многих трудностей и пересмотреть собственное по отношению к детям поведение.)
41 Майя Лисина - "Формирование личности ребенка в общении"
(ой, какая сложная книга для непсихологов. И терминология, и общая структура. Но одолевшим будет легче как понимать ребенка, так и строить общение на грамотной основе.)
42, 43, 44, 45 и 46 Шалва Амонашвили "Здравствуйте, дети", "Как живете, дети?", "Единство цели", "Личностно-гуманная основа педагогического процесса", "В школу - с шести лет".
(когда мне было лет 12, родители выписывали журнал "Семья и школа". там я впервые прочла Амонашвили - и просто влюбилась в него, как учителя, в детей и работу с ними, в журнал, который это напечатал. Ни в чем не разочаровалась за тридцать лет, которые с тех пор прошли. Несу это с собой всю дорогу, уже не очень помня - где во мне из лучшего, что есть, что-то изначальное, а где - от таких Педагогов, как Амонашвили. )
Буду продолжать список время от времени, пока не перепишу все.
Книги, кроме первой, совсем не расположены в порядке значимости или полезности - просто как вижу - так и пишу.