Afina, спасибо за ссылки.
многабукаф конечно. и много теории. в целом интересно
напишу, всё-таки, к каким выводам я пришла. может кому пригодится.
я также сделала вывод, что для того, чтобы ножки развивались правильно, стопа должна хорошо работать - гнуться, формировать мышцы при удержании равновесия и т.п. естественно, такое развитие идеальным образом происходит с босыми ногами.
поэтому очень важна физическая активность ребенка: бег, прыжки, любые лазания. гладкий пол не подходит, нужно чтоб ребенок много "балансировал", т.е. нужна неровная поверхность. в идеале - пространство с землёй с травкой, кочками и т.п.
а также всякие лазалки типа шведской стенки или спорткомплекса.
если дома есть возможность обеспечить неровную поверхность, то обувь не нужна.
если ребенку приходится целыми днями находится на гладком плоском полу - то обувь это хоть какая-то альтернатива плоскости и поддержка для стопы.
дома можно не убирать игрушки, чтоб создать неровную поверхность, разложить коврики-массажеры, установить ту же шведскую стенку или спорткомплекс.
обувь - на крайний случай.
мне не очень нравится идея обуви. прежде всего, она ограничивает движения самой стопы. кроме того, в обуви не работают рецепторы, расположенные на стопе, также стимулирующие развитие стоп (в носках они работают, но очень "приглушенно").
поэтому моя дома без носков, босиком с рождения. как уже писала, игрушки с пола не убираю, по ним и ходит. мечтаю о спорткомплексе но с трудом представляю, куда его можно воткнуть
видела у знакомых - отличный девайс.
особенно для такой обезьянки как моя
имхо, дома нету смысла в обуви. но если ребенок идет в садик - там гладкие полы и нельзя ничего разбрасывать. тогда нужна хорошая обувь.
старшей в садик покупала спец. ортопедическую обувь, т.к. имо, то, что есть в садике - полное отсутствие каких-либо условий для физического развития ребенка. в такой ситуации, имо, нужна поддержка для стопы.
счас с ногами всё отлично.